Наш сегодняшний разговор о подростках, испытывающих трудности в обучении.
Рассуждает на заданную тему – психолог МБУ СО «Кризисный центр» — Сухорукова Олеся.
Изначально все дети хотят, но не все умеют учиться. Причин может быть несколько, но главная из них — недостаточно задействованный взрослыми познавательный инстинкт. То есть, подростка просто не научили качественно пользоваться своими интеллектуальными ресурсами.
Причина 1.
В подростковом возрасте, дети вдруг задаются вопросом:
— для чего это нужно?
Как правило, доводы родителей для современных подростков не являются аргументами. Лет 15-20 назад чувство «долга перед страной, перед будущими поколениями, перед комсомолом» было вполне реальным. Сегодня – нет! Родительское поучение: «Ты должен учиться!» — для подросших детей – пустой звук.
Вызывает сомнение и утверждение: «Будешь хорошо учиться — достойно устроишься в жизни».
Во-первых, «прекрасно устроенные» в жизни люди, далеко не всегда были самыми лучшими учениками.
Во-вторых, ребенок, как до, так и после 14 лет, зачастую, не очень способен к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ним через пять-шесть лет, да еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки – непосильный труд для подросткового ума.
Совет для родителей: Ежедневно, при каждом удобном случае, нужно рассказывать и показывать своему повзрослевшему ребенку, что образованность делает жизнь интереснее и полнее, помогает понять мир и события, в нем происходящие. Не стесняйтесь приводить доступные, понятные, интересные примеры!
Причина 2.
Отсутствие интереса к учебе.
По статистике, уже к концу начальной школы большая часть учеников теряет интерес к учению. Происходит это далеко не всегда оттого, что учитель слаб или некомпетентен, причины могут быть разные.
Средние способности ребенка. Особенно тяжело таким детям приходится в школах «с уклоном», в лицеях и гимназиях, предъявляющих к детям повышенные требования.
Способные, одаренные дети по причине «недогруженности» тоже теряют интерес к учебе. Им просто неинтересно, и никакие убеждения, мольбы и угрозы не помогут. Интерес к учебе пропадает оттого, что все дается слишком легко, и становится элементарно скучно: мозг, как костер, требует топлива, и если оно не поступает – огонь гаснет. Поэтому, если ваш ребенок способнее других – это не повод почивать на лаврах, а условие для старта. Подготовка к олимпиадам и конкурсам, чтение дополнительных материалов должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса.
Причина 3
Отсутствие (уже или вообще) интереса к познанию мира, нежелание узнавать новое.
Почему так получается? Скорее всего, корень проблемы нужно искать в более раннем возрасте. Когда на вопросы ребенка в возрасте почемучек отвечали, преимущественно, «не знаю», «отстань» или «вырастешь-узнаешь», когда телевизор и компьютер заменяют живое общение и чтение книг.
Совет для родителей: Если подросток действительно одаренный, и в школе ему неинтересно, подыщите школу или программу обучения более углубленного уровня. Не бойтесь загрузить своего ребенка, если видите, что ему это по силам. Вернется интерес к учебе – повысится успеваемость
Причина 4
Конфликты в школе. Возникают они, когда взрослеющий ребенок хочет быть лидером, но не имеет умений и способностей вести за собой других. Или когда подросток оказывается между двух компаний одноклассников и не может определиться, «куда ему нужно». В итоге, конфликтует с обеими сторонами.
Очень сильно снижает интерес к учебе ярлык: «негодяй». Плохая репутация подростка в школе, из-за чрезмерной разговорчивости, подвижности, шумности, веселости, делает его виноватым в любой проделке или конфликтной ситуации. В результате, ребенок, даже при легком и добродушном характере, постепенно настраивается «против» школы.
Совет для родителей: Первым делом проанализируйте причины конфликтов вашего ребенка с одноклассниками. Поговорите с ним по душам, не обвиняя, не унижая и не ругая (даже, если он в чем-то неправ). Помните: нарушенные взаимоотношения в школе – это всегда беда, а не вина вашего ребенка. Поэтому, больше думайте о том, как ему помочь, а не о том, в чем его обвинить. Ищите способ, изменить ситуацию к лучшему, поддержите своего ребенка.
Причина 5
Многие родители хотят видеть своего ребенка исключительно отличником.Нам хочется гордиться своими детьми. Родители очень боятся, что их ребенок не найдет признания, не получит отличные оценки.У многих отличников развивается самый настоящий невроз. С одной стороны, они до конца не уверены в успехе, боятся огорчить родителей не самыми высокими результатами. С другой стороны, без успеха они не мыслят себя, отличная оценка любой ценой важна, как для удовлетворения собственных амбиций, так и для сохранения положительного мнения родителей.
Возникает парадоксальная ситуация, когда умные, развитые подростки в процессе учебы, вместо радости познания, испытывают тревогу, перегрузки, головные боли и приступы паники.
Современные родители рассматривают своих детей, как некие объекты для инвестиций. Появилось даже соответствующее выражение: вложиться в ребенка, потратить приличные деньги на его образование и развитие, приложить немалые волевые усилия, чтобы заставить его заниматься тем, что имеет перспективу, дабы в будущем получить «успешного человека». Ну, а когда столько вложено, ребенку необходимо быть только идеальным, иначе он будет выглядеть неблагодарным.
Одной из распространенных причин воспитания перфекцонистов является неудовлетворенность родителей собой, своими собственными успехами и достижениями. В этом случае они рассматривают ребенка, как свою улучшенную копию. А ребенок, даже если он похож на вас, – другой человек. Надо дать ему возможность прожить другую жизнь – свою собственную.Если родители что-то не успели, не реализовали в своей собственной жизни, они должны понимать, что ребенок им ничего не должен, он имеет право на собственные успехи и достижения.
Советы для родителей: КАК ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ?
- Не стоит говорить подростку о том, что он должен учиться в любом случае.
И не надо «успокаивать»: не любишь школу — ничего страшного.
Вот Иван Иваныч, как ненавидел школу, а все же добился в жизни кое-чего. Расскажите лучше о тех, кто благодаря любви к учебе многого добился.
- Никогда не сравнивайте своего сына (или дочку) со сверстником, который учится лучше, особенно если он испытывает к этому ребенку антипатию (это может быть сосед, одноклассник или дочь (сын) вашей подруги). Никогда не акцентируйте внимание своего ребенка на успехах другого, его хорошей учебе, помощи маме и уважении к старшим.
- Больше хвалите и меньше указывайте на недостатки своего подростка. Не стоит обзывать его лентяем, тупицей, безруким и т.п. И не «пугайте», что все эти качества «останутся с ним навсегда, потому что он совсем не работает над собой» – он все равно не поверит, но очень обидится, замкнется.
- Никогда не ругайте в присутствии ребенка его учителей и школу. Ни с домашними, ни с подругой по телефону! Все-таки вы для него – авторитет. Послушает и сделает неутешительные выводы, дескать, точно – и школа плохая, и учителя никуда не годятся. Это только усугубит его нежелание учиться, к тому же может стать причиной излишней грубости по отношению к учителям. Кого вы тогда будете винить? Его? Постарайтесь при ребенке всегда положительно отзываться о школе и об учителях, не помешает и похвала – и подросток под вашим влиянием будет более позитивно воспринимать школу, учебу, преподавателей.
- Не запугивайте, не давите на то, какая ужасная будет судьба у ребенка, если он не будет хорошо учиться.Приводить в пример истории криминальных и асоциальных элементов – категорически неуместно, как и ваши высказывания о том, что успехом в жизни вы обязаны тому, что десять лет к ряду смотрели в рот учительнице. Не причитайте, если вдруг вы сами считаете себя неудачником, что всё это потому, что недостаточно хорошо учились в школе, и вот сын (дочка) повторяет вашу судьбу. Подростку в трудном возрасте нужна поддержка, а не пессимизм не счастливых взрослых.
Только вера родителей в ребенка, в его возможности, поможет ему самому поверить в себя, свои силы и способности!!!