Очень часто можно услышать от родителей подростков — мой ребенок ничего не хочет делать.
Это действительно проблема, но не для ребенка, а для родителя. В понимании подростка он занят, он интересуется тем, что для него актуально. Это мы взрослые не разделяем его увлечений.
Истоки такого «ничего не делает» могут находиться в различных областях жизни ребенка.
Подростковая апатия/«депрессия», сниженный эмоциональный фон
Обратите внимание – как часто появляется у вашего ребенка грусть, апатия, замкнутость, отказ от общения, сонливость, отказ от пищи. Подростковый кризис – один из самых сложных этапов в жизни. Происходит резкая перестройка всего организма, скачкообразный всплеск гормонов. Все эти физические изменения влекут за собой глубокие преобразования в психологии. Могут появляться философские размышления, поиск смысла в жизни, влюбленность, амбиции, конфликтность.
Гипер и гипоопека родителей
Чрезмерная материнская любовь (основа гиперопеки) не дает развиваться ребенку, подавляет и мешает быть самостоятельным. Ребенок развивается только, когда родители не забывают о себе и своих отношениях, а не посвящают себя целиком воспитанию детей.
Очень часто свои нереализованные мечты родители пытаются воплотить в ребенке. Однако посещение множества кружков, секций, дополнительных занятий одновременно дают внутреннюю усталость, интеллектуальную апатию, и, как следствие, отказ от активности. Или когда родители принимают решение за ребенка, не предлагая ему выбора, и не интересуясь его желаниями. Поэтому – «ничего не делает» и «ничего не хочу» — это сопротивление, бунт.
Все должно быть в меру. Если ребенок захотел, но после столкновения с трудностями отказывается посещать ту или иную секцию, кружок, то необходимо еще мотивировать его к посещению. Лишь после неоднократных попыток разжечь интерес, можно предложить иное направление развития.
Проявление же гипоопеки, это частое предоставление ребенку самому себе. Дело в том, что ребенок еще не умеет планировать свой день и навык контроля пока не сформирован. Конечно, самостоятельность надо давать, но во всем должна быть «золотая середина». Ребенок в одиночестве не знает чем себя застать, вследствие чего скука, и получение удовольствия через просмотр видео, игры в компьютере. Это легкая форма получения удовольствия, не прилагая усилий.
Транслирование значимыми взрослыми поведения «ничего не делания»
Когда вы сами или любой другой взрослый демонстрирует поведение «ничего не делания» после трудового дня или на выходных, то ребенок зачастую берет его за основу своей активности
Как изменить ситуацию:
- Постарайтесь установить контакт с ребенком. Не используйте дежурные фразы, не спрашивайте о его делах как бы межу делом, а искренне интересуйтесь его состоянием и настроением. Если получилось – поздравляем. Не получается – проблемы есть у вас, начните работать над собой.
- Перестраивайте систему ценностей. Вы, ваша вторая половина, ребенок. Только те родители, что умеют уделять внимание себе, развиваться, совершенствоваться – могут своим примером показать активный подход к жизни.
- Учитесь говорить о своих чувствах ребенку. Почему вы переживаете за его бездеятельность.
- Обращайтесь за помощью к психологам. Это нормально работать как над собой, так и над отношениями.
Быстрых результатов не бывает. У вас с подростком уже сложился определенный стереотип в общении, поэтому нужно время и терпение. Все в ваших руках.
Автор публикации — Богодухова Лариса Ахметовна, заведующий организационно-методическим отделением