«Сейчас приду домой после работы и снова уроки с сыном делать», — вздыхает мама на родительском собрании. «Сам никогда не делает – меня ждет», — поясняет она…
И сколько же нас таких, которых ждут дома наши дети-школьники! Они смогли бы и сами сделать домашние задания, но почему-то не делают этого. Прежде чем задаваться вопросом, как приучить самостоятельно ребенка делать уроки, попробуем выяснить причины этого.
Основных причин, как оказалось, не так уж много:
1) Не понимает тему, предмет. В этом случае, как можно скорее принимаем меры: пробуем разобраться вместе – где и на каком этапе было упущение. Здесь уже срочно необходима помощь учителя и ваша. Если по каким-то причинам вы сразу не заметили упущений и, как снежный ком, накрутилось много пробелов, тогда решить вопросы быстро не получится. Возможно есть смысл обратиться к репетитору или самим заниматься с ребенком тщательно и ежедневно. Поэтому, если не сделаны уроки, первый вопрос к детям должен быть – а понятна ли была тема?
2) Боится неудач. Очень частая причина. Многие родители, пытаясь «исправить ошибки» своего прошлого, стараются сразу с первых классов сделать ребенка успешным. Допустим, строгая учительница отчитала при всем классе за допущенную ошибку, или родители отругали за плохую отметку. Совершать подобное категорически нельзя. Ребенок будет бояться сделать что-то не так. И, пожалуйста, — будете делать уроки за ребенка всегда. Вы вместо него, возможно, будете хорошо учиться. Так можно и жизнь за него «правильно» прожить. Предоставьте ребенку самому ошибаться и исправлять ошибки. Для этого и заводятся черновики.
3) Неинтересно учиться. Такое часто встречается у младших школьников.
В этом случае, во-первых, не перегружаем. Поработал 20 минут, сделали перерыв 5-10 минут и т.д. Интерес быстро пропадает при усталости.
Во-вторых, всегда можно организовать познавательный процесс интересно. Например, пусть для первоклашек это будет квест: сделал математику – первый этап пройден, сделал литературу – второй этап и т.д. Детей постарше можно заинтересовать дополнительными сведениями: о жизни великих ученых, как делались открытия, сделать вместе опыт и многое другое – как говорится, интернет в помощь. Вот увидите, вам самим станет любопытно, а ребенок взглянет на учебу по-другому.
4) Не сложились отношения с учителем. Бывает и такое. Учитель с самого начала воспринял ребенка неуспевающим, постоянно делает замечания прилюдно, игнорирует его вопросы или отвечает язвительно, что «уже несколько раз всем объясняла» — да мало ли. Для начала убедитесь, так ли это на самом деле, или ребенок выдумывает. Если все вышеперечисленное имеет место быть — нужно идти и разговаривать с учителем. Объяснить спокойно, что у ребенка происходит отторжение предмета из-за излишне придирчивого отношения. Если не помогло – рассмотрите вариант перевода в другой класс или школу.
5) Нехватка родительского внимания. Вы удивитесь, но такое возможно, и чаще всего в семье трудоголиков. Таким способом дети стремятся привлечь к себе внимание и вызвать хоть какие-то чувства. Выход один – находите время для ребенка, пусть немного, но поговорите с ним. Чаще хвалите за любые, даже незначительные, достижения.
Во всех этих случаях главное – манера поведения. Все вопросы решаем конструктивно, без криков и излишних негативных эмоций. Для начала похвалите малыша за то, что уроки сделаны (лучше в черновике). А только потом начинайте указывать на ошибки, если они были допущены.
При проверке домашних заданий постарайтесь не повышать голос, не обзывайте и не унижайте детей. Особенно не нужно сравнивать, что «вот вы в свое время…» или «а вот дочь Марии Ивановны…».
Отдельная больная тема для родителей – оценки. Каждый хочет, чтобы его ребенок был самым лучшим. И, конечно, очень неприятно, слышать, что твой ребенок неуспевающий, не справляется с простыми заданиями. Постарайтесь спокойно поговорить со школьником. И помните сами, что залог успеха в будущем – приобретенный багаж самих знаний.
В любом случае, главная задача – довести до осознания ребенком, что учеба – это работа и труд, все проходят через это.
Терпения и выдержки вам, а ребенку – успехов в учебе!
Автор статьи Богодухова Лариса Ахметовна — методист Кризисного центра