Почему ребенок не хочет учиться

Наступила осень, а вместе с тем и «страшная пора противостояний» родителей и детей. Одни не хотят снова привыкать к школьной нагрузке и режиму дня, «и вообще зачем нужна эта школа?!». Вторые не хотят вновь ощущать себя Цербером, который вечно должен следить, сделало чадо уроки или нет.

Вопрос о формировании мотивации к обучению встает перед родителями из года в год: «как заинтересовать ребенка учебой?», «ребенок не хочет учиться», «нет интереса к учебе». Давайте попробуем найти ответ.

Вспомните, когда вам нравилось ходить в школу? Когда вам было интересно узнавать, что-то новое, когда чувствовали себя комфортно и чувствовали себя успешной (-ым).

 

Ценность образования

Ценность обучения формируется от отношения родителей к образованию, к учебе своего ребенка. Если ребенок видит, что родители не проявляют интерес к происходящему в школьной жизни, то формируется установка, что «школа — это не так важно». Ребенок может не соотносить необходимость обучения и его дальнейшую профессиональную деятельность. Для этого необходимо участие родителей — помочь определить цели ребенка, и объяснить — какую роль в ней играет само обучение.

 

Интерес

Интереса к обучению у детей как такового нет. Ждать, что ребенок с интересом будет бежать в школу, чтобы сидеть на уроках, не стоит. Интерес у детей зависит от успеха. Ведь приятно заниматься тем, что получается. Возникающие трудности в  осваивании предметов, могут напугать ребенка, в таких случаях он нуждается в вашей помощи и поддержке. Разберите вместе с ребенком тот материал, который он не может понять.

 

Успешность

В любой деятельности мы хотим получить положительный результат, также и ребенок старается быть успешным. А видят ли родители успехи своего ребенка, хвалят ли его? А что родители делают, если ребенок неуспешен? Зачастую за этим следует наказание, что формирует у ребенка страх перед неуспехом. А как можно избежать неуспех? Правильно, просто не идти туда, где это можно получить. В таком случае необходимо родителям начать с себя. Необходимо справиться с внутренним «идеальным» родителем, позволить быть как достижениям, так и ошибкам у детей. Если вы научите ребенка принимать свои ошибки, анализировать их и корректировать свои действия так, что бы в будущем их не допускать, то получите адаптивного, способного самостоятельно решать возникающие трудности, человека. Успешности в обучении также способствует психологический комфорт.

 

Комфорт

Психологический комфорт включает в себя взаимоотношения с коллективом и преподавательским составом. Если натянутые отношения с классом или есть преподаватели, у которых находишься в «нелюбимчиках», вряд ли захочется возвращаться в такую атмосферу. В таких ситуациях необходимо беседовать с ребенком о том, что происходит в школе, как правильного себя повести в конфликтной ситуации с учителем или одноклассниками. В таких беседах ребенок получает навыки эффективного взаимодействия с людьми.

 

Автор публикации: Максимова Анастасия Александровна,
психолог отделения консультирования и психологической практики МБУ СО «Кризисный центр»