Из дома, из-под теплого родительского крыла иногда убегают дети. Некоторым кажется, что такое случается только в неполных или проблемных семьях, многие считают, что их семьи это не коснется никогда. Однако, даже в самой успешной, в самой хорошей семье может произойти побег. Попробуем понять почему.
На эти вопросы ответит психолог «Кризисного центра» Сухорукова Олеся Евгеньевна.
Побег ребенка происходит по разным причинам.
Побег говорит родителям о том, что есть из-за чего бежать. Когда убегают дети, то чаще всего это некая игра для ребенка. Беглец ожидает от вас некоторых перемен, разговора, перехода на другой уровень общения.
Одна из задач развития детского возраста — исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать, То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.
Многим детям просто скучно. А скука — это тяжелое эмоциональное состояние и к подобному состоянию нужно относиться так же серьезно, как, например мы относимя к депрессии. Чем может быть вызвано такое состояние?
Одна из причин может быть — неразвитость творческих способностей. Когда ребенок не привык мыслить творчески, ему трудно организовать свое время так, чтобы найти что-то интересное для себя. Творческий ребенок всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением.
Я часто слышу от родителей: « Вон другие дети и танцуют, и поют, а мой ничего не умеет, никаких талантов нет». Я всегда отвечаю, что природа щедро награждает каждого ребенка. Просто существуют разные виды творческих способностей – от крупных и ярких до на первый взгляд малозаметных. Последние нужно суметь раскрыть. Присмотритесь к ребенку, да, может он не поет и не танцует, зато обладает остротой мышления, наблюдательностью, замечательной памятью. Выделяется умением хорошо излагать свои мысли, задает много нестандартных вопросов, порой ставя взрослых в тупик, — возможно, у вас растет интеллектуал! А может, ваш ребенок прекрасный организатор, который легко приспосабливается к новой ситуации, в окружении других детей сохраняет уверенность в себе, придумывает занятия себе и другим, берет ответственность за выполнение ряда непростых действий. Или проявляет большой интерес к вычислениям, быстро запоминает и манипулирует математическими символами, хорошо разбирается во времени, часто применяет математические навыки в областях, не имеющих отношения к математике. Это ведь тоже замечательно!
Очень часто проблема в том, что взрослые и дети совершенно по-разному воспринимают творческую деятельность. С помощью творчества ребенок пытается выразить свое настроение, мысли, эмоции, что-то понять осознать, стать чуточку лучше. Иногда, то, что родителям показалось ерундой, на самом деле стало воплощением детских переживаний. Индивидуальность ребенка хрупкая, пластичная еще только формирующаяся, она должна выражаться так, как он чувствует, а не так, как хотят взрослые. И даже если из стараний ребенка пока ничего не выходит – не беда. Главное, чтобы ребенок научился получать удовольствие от процесса, стал увереннее в себе.
Сейчас мы живем в век пресыщенности и материализма: нет машинки желтого цвета – купим, нет самолетика – купим. Кнопку на компьютере нажмем – рисунок раскрашен! Поэтому сегодня велика опасность вырастить ленивого потребителя,равнодушного ко всему. А что делать с тем творческим потенциалом, который заложен в природе каждого человека? Наша задача – увести молодое поколение от общества потребителей к обществу созидателей, разбудить то, что генетически заложено. А здесь важно самим родителям не быть в стороне и принимать непосредственное участие. Конечно, проще посадить ребенку возле телевизора и включить мультфильм, сделав свою жизнь комфортнее. Но, в первую очередь именно от мам и пап зависит главный фактор творчества — воображение. Чем ярче воображение, тем больше возможностей для художественного развития. Именно воображение лежит в основе любого искусства. Родителям обязательно заново научиться играть в детские игры. Именно через игру развивается способность видеть вещи в новом необычном свете. Поэтому веселитесь, шалите, «превращайтесь» в кошку или собаку, если надо, не бойтесь на время стать детьми!
Не заваливайте ребенка покупными игрушками, мастерите вместе! Так, из коробки из – под молока можно сделать кукольный шкаф или автомобильный кузов. Пусть поделки не такие красивые, но для малыша они будут гораздо ценнее, чем другие. Чтобы развивать фантазию, не нужно специально отведенное время. Заниматься можно всегда: на прогулке, в магазине, в транспорте, например, назовите ребенку предмет, а малыш должен сказать, как он считает что будет если… Предоставьте возможность пофантазировать: что будет, если вдруг все кошки начнут говорить или деревья оживут…
Обязательно обращайте внимание на звуки: как поезд едет, как лес шумит, как птичка поет – важно привить ребенку интерес к звуку, умение слушать. Устраивайте дома спектакли, участвуйте в них. Главное – не навязывайте ребенку, как надо играть. Пусть он сам подберет себе образ и воплотит его. Обязательно читайте вместе! Книга дает огромную возможность для воображения. Еще одна игра на воображение – «Нестандартные задачки». Ребенок должен найти предметам необычный способ использования: ложкой можно не только есть, но и переливать жидкость из одной емкости в другую. Зеркало может стать озером на импровизированной полянке, а из мячика можно сделать Колобка или куклу для театральной постановки. Постелите на стол клеенку, на ребенка наденьте фартук или просто старую одежду, которую не жалко испачкать. На пол положите газеты или кусок прозрачной пленки. Пусть пробуют свои силы! Экспериментировать красками, заполнять листы бумаги «каракулями», вымазывать пластилином цветочные горшки, крошить бумагу ножницами, на ходу сочинять истории – все это является неотъемлемой частью раннего творческого развития.
Родители и не должны ставить цель воспитать гения литературы или великого художника. Суть художественного развития в другом: творчество должно помочь ребенку ощутить свою уникальность и значимость. И пусть он не станет актером или певцом, зато вырастет интересным ярким человеком, способным преодолевать возникшие на его пути трудности. Творческий подход к решению определенных жизненных задач – очень и очень важно! Нет такого вида деятельности, где творческий склад ума не пригодился бы!
И главное, научите ребенка не бояться неудач! Ошибки и промахи неизбежны, но именно они открывают возможность для новых свершений, поэтому это не повод для отчаяния. Быть решительным, стремиться пробовать что – то новое – необходимые качества, которые в будущем послужат гарантом успешности и самореализации. Тогда Вашим детям нет смысла убегать из дома, где есть любовь, творчество и понимание того, что происходит в окружающем вас мире, а также в вашей семье.
Сухорукова Олеся