Поддержать ребенка! Как?

Многим взрослым уже известно, как подбодрить себя или другого человека, какие найти слова, чтобы поддержать, несмотря на ситуацию и обстоятельства. Что же касается детей, то они только этому учатся. А чтобы им было понятнее, лучше всего это показывать на собственном примере.

С помощью слов родители могут, как вселить в свое чадо уверенность, так и внести сомнения о способностях. Для ребенка, личность которого только формируется, поддержка и одобрение особенно нужны и важны.

 

Многие родители понимают это, но не всегда могут разобраться, когда сыну или дочери нужна поддержка. Обычно она ограничивается ситуациями, когда ребенок огорчен, расстроен или у него ничего не получается. Зачастую многие взрослые начинают расстраиваться вместе с сыном или дочерью. В этот момент задача родителей заключается в том, чтобы принять эмоции ребенка, научить и показать, каким образом ему с ними справляться.

Во-первых, объяснить ребенку, что грустить и расстраиваться – это нормально. И здорово, когда есть выход этим эмоциям. Например: «Я вижу, что ты, кажется, злишься. Злиться – это нормально. Хорошо, что ты выпустил пар/дал выйти злости/ гневу». Или «расскажи мне, что ты чувствуешь» и «То, что ты чувствуешь, совершенно нормально».

 

Таким образом, вы показываете ребенку, что нет плохих или хороших эмоций и чувств. Проговаривание и саморефлексия помогают ребенку лучше разбираться в себе и не подавлять эмоции.

 

Во-вторых, показать, что вы рядом и слышите ребенка. Помогут такие фразы, как «я с тобой, я никуда не ухожу». Либо «давай вместе придумаем, как можно все исправить, когда ты этого захочешь», «как или чем я могу тебе помочь?», «давай вместе разберемся, почему не получилось, когда ты будешь готов». Ребенку не столько важна порой помощь, как понимание того, что его понимают и принимают с негативными эмоциями и чувствами.

 

В-третьих, обозначить самоценность ребенка. То есть, несмотря на то, как он себя чувствует, ваше чадо — доброе и хорошее. Допустим: «Ты был зол. Наверняка, не желал обидеть … этим поступком/словами. Да, когда мы злимся, порой говорим плохие вещи/поступаем плохо, что на самом деле и не хотели. Я знаю, ты – добрая/добрый ребенок. Как ты думаешь, что поможет твоему … чувствовать себя лучше?». Данная формулировка помогает ребенку как в общении с близкими людьми, так и с друзьями, одноклассниками. Порой маленькие дети присваивают вещам или людям ярлыки, к примеру, называя человека «плохим» только потому, что в данной ситуации он поступил плохо. Ребенку неподвластно понимание того, что человек мог это сделать импульсивно, не подумав, или в этот момент взрослый/ребенок был чрезмерно эмоционален.

В-четвертых, родителям важно научить ребенка тому, что любая проблема, с которой мы сталкиваемся, может нести в себе определенное знание или урок. Родителям необходимо попытаться помочь ребенку получить ответы на такие вопросы, как «Что мы можем вынести из этой ситуации? Или чему она может научить?». Быть может, стоит задуматься о том, правильно ли мы себя повели в той или иной ситуации, что вызвало такие эмоции. А может быть стоит попробовать снова и не сдаваться. Вдруг не каждый может быть хорошим другом. Или мы повели себя не по-дружески и стоит извиниться.

 

Родителям следует обозначить ребенку, что «в следующий раз ты знаешь как поступить/теперь ты знаешь, что делать в следующий раз». Это простая фраза может сказать ребенку о том, что неудача сегодня — это временно, а главное есть возможность измениться. Фраза «в следующий раз ты вспомнишь, что сказать» позволит ребенку сфокусироваться на положительном моменте.

В заключении можно использовать следующее: Я люблю тебя!», «Я счастлива от того, что у меня есть ты», «Я радуюсь, что у меня такая дочь/такой сын», «Как здорово, что ты вспомнил, что сказать/сделать. Ты — молодец!», «Ты великолепно справился!», «Я тобой горжусь/горжусь тем, что ты сделал/сказала», «Ты мне нужен именно такой/такая, какой/какая есть».

Автор публикации — Биксеитова Эльза, психолог Кризисного центра