Поговори со мною, мама

Как сейчас помню, вечерние посиделки с мамой. От воспоминаний так и веет теплом. Я всегда знала, что мама внимательно выслушает, поймет и поддержит словом или объятиями, а если необходимо — даст совет.

Для многих не секрет, что материнская любовь формирует у ребенка доверие к миру, открытость и готовность с ним взаимодействовать. Именно мать изначально признает самоценность ребенка, которая не связана с его достоинствами и достижениями. Поэтому для ребенка так важна материнская отзывчивость, проявляющаяся во внимании, заботе и ласке, общении в целом.

На протяжении всей своей жизни мы постоянно обращаемся к опыту детства и чаще вспоминаем родителей, кто был рядом, чему учили нас мать и отец. В наши дни родители, это касается и матерей, в большей степени запрограммированы на создание благоприятных условий жизни ребенка, на материальном их обеспечении. Ведь главное для взрослых – это удовлетворение потребностей (накормить, одеть, собрать в детский сад, школу, обеспечить посещение кружков и секций). Тогда общение с ребенком уходит на второй план. Поэтому на любой крик или плач малыша многие родители реагируют так: беседу или простое объятие заменяют телефоном, планшетом. При этом искренне удивляются, почему их ребенок с ними не разговаривает? Откуда такое враждебное или безразличное отношение к ним? Ведь они, как родители, так много делают для него.

Так вот, дорогие родители, задайте себе вопрос: когда вы в последний раз разговаривали со своим ребенком? Ответом может послужить – вчера или только что. А теперь уточним. Это была просто беседа? Или нравоучительная лекция? Это был разговор? Или односторонний монолог? Естественно, чаще всего наши беседы переходят к чтению нотаций или к вопросу: ну,  что нового? Который становится риторическим. Так как, задав данный вопрос, вы о нем благополучно забываете и уже не слышите ребенка, начав свой красноречивый монолог. В свою очередь, ребенок, видя подобное отношение к себе, старается молчать, либо дать короткий ответ, ведь его все равно никто не слушает. Как следствие, потеря доверия к родителю, замкнутость, чувство ненужности до обесценивания себя. Это происходит, в первую очередь, ввиду отсутствия контакта между родителем и ребенком. Когда нет точек соприкосновения, взаимодействия и сотрудничества. Ведь именно посредством общения родитель узнает о том, что волнует ребенка. Но все-таки, почему же ребенок не рассказывает взрослым о своих проблемах? Может потому что у родителей не хватает времени послушать? Поскольку по телевизору идет любимая передача. Или вы выкроили время для себя и сели за интересную книгу, а тут ребенок с глупыми, на ваш взгляд, вопросами. Как быть?

  • Ребенок плаксив, замкнут, чувствителен, долго держит обиды в себе? Прежде чем начать разговор обнимите ребенка. Позвольте ему почувствовать ваше тепло, нежность и любовь. После чего можно начинать разговор, опираясь на такие выражения, как «ты чувствуешь», «я чувствую» и т.п. Больше слов нежности, заботы и объятий.
  • Ребенок медлителен, прежде чем ответить задумывается над ответом, с трудом подбирая слова? Говорите также медленно и спокойно,  последовательно с объяснениями. Дайте время ребенку на обдумывание сказанного вами. Будьте терпимы и внимательны.
  • Если ребенок подвижен и неусидчив, его речь быстрая, время его внимания короткое, и он, не дослушав, переключает внимание на что-то другое, то постарайтесь сформулировать все мысли так, чтобы они уместились в одной четко построенной фразе, без вступлений. Попытайтесь сконцентрировать внимание ребенка на себе с помощью зрительного или телесного контакта. Уточняйте у ребенка, интересуясь, что он хочет выразить словами. Учите его размышлять. И, стоит последить за собой, как вы разговариваете со своим ребёнком? Возможно, ваш ребёнок так спешит, потому что вы его перебиваете и не даёте объяснений?
  • Ребенок жизнерадостный, общительный, веселый, постоянно чем-то увлечен? Здесь уместно легкое общение. Никаких приказов, никакой агрессии. С такими детьми лучше обыграть задания в виде приключения или сказки. Дайте волю своей фантазии, а ребенку возможность поучаствовать в увлекательном занятии.

Важно помнить, что каким бы ребенок не был, шустрым или спокойным, открытым или замкнутым, ему жизненно необходимы слова поддержки. Благодаря общению с ним вам станут понятны его переживания, проблемы, интересы. При этом ребенок будет чувствовать себя нужным и любимым, ощущать свою значимость и ценность.

Статья опубликована в рамках профилактической акции «Дети улиц»

Автор публикации — Биксеитова Эльза, психолог Кризисного центра