Помогать ли ребенку с выполнением домашних уроков остается острым вопросом для многих родителей.
Учителя в школе требуют, чтобы родители брали на контроль успеваемость своих детей, так как это прямая обязанность родителей. Некоторые специалисты утверждают, что помогать ребенку не нужно, иначе у ребенка не сформируется самостоятельность.
Давайте этот вопрос рассмотрим более детально.
«Нам в детстве не помогали с уроками наши родители, и мы сами выполняли домашние задания», — приводят довод многие родители. И это действительно верно. Почему? Потому что в то время была другая образовательная программа. В наши дни детям младшего школьного возраста самостоятельно справиться трудно. Рассмотрим на примере окружающего мира, программа которого предполагает, что дети должны самостоятельно найти дополнительный материал в интернете, сделать презентацию и подготовить выступление. С этой задачей очень тяжело справиться ребенку без помощи взрослого. Конечно, можно и не помогать ему, но тогда он будет не готов к уроку и может получить неудовлетворительную оценку.
«Если помогать с уроками, то ребенок когда вырастет не будет самостоятельным», — еще одно из самых распространённых убеждений родителей. И многие из них самоустраняются от помощи. Такие родители занимаются своими личными делами и не вникают в школьные дела детей. Это очень удобно для многих взрослых. Но к чему это может привести? Как правило, ребенок перестает выполнять домашние задания, так как никто не контролирует этот процесс. В дневниках появляются двойки, у ребенка падает успеваемость. В крайнем случае, это может привести к тому, что ребенка могут оставить на второй год. Все это негативно сказывается на самооценке, которая формируется в школьном возрасте.
В тоже время у ребенка может сформироваться выученная беспомощность, если родители проявляют гиперопеку и сами за него выполняют домашние уроки. В таком случае ребенок не приступает к заданиям без родителей и, как правило, часто звучат фразы: «У меня не получится», «Я без тебя не смогу» и т.д.
Выученная беспомощность – это установка, когда человек не верит в свои силы, что он может справиться с поставленной задачей, хотя у него есть на это все ресурсы.
«И что же тогда делать?», — спрашивают родители.
Далее приведены ряд рекомендаций, которые вы можете принять к сведению:
— в первую очередь нужно осознать то, что ребенку, особенно в начальной школе, необходимо внимание и поддержка со стороны родителей;
— школьникам нужен режим дня, особенно детям младшего школьного возраста. Он должен понимать в какое время нужно начинать выполнять домашние задания;
— если ребенок не понял задание, то нужно объяснить в спокойной форме без раздражения;
— дети выполняют домашние задания сами, а родители проверяют. И если находят ошибки, то дают обратную связь. Сначала обязательно нужно акцентировать внимание на том, что он выполнил правильно, а потом в корректной форме, что нужно исправить;
— сидеть вместе с ребенком и выполнять за него уроки не нужно, но он должен знать — если он не понял или не знает как нужно, то родители объяснят и поддержат;
— если нужно создать презентацию, то покажите и объясните, как нужно искать информацию и фото в интернете и как создавать саму презентацию. Первое время будьте вместе с ребёнком, когда он выполняет данную работу, пока он сам уже не будет самостоятельно справляться.
Тогда ребенок будет понимать, что родители заинтересованы в его школьных делах и в случае трудностей его поддержат. У него будут формироваться самостоятельность и уверенность в собственных силах. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности вашего чада. Не скупитесь на поддержку и похвалу.
Если интересует более подробная информация, то можете обращаться за консультацией в Кризисный центр. Телефон для записи (351) 2635123.
Автор публикации – Иванова Татьяна, психолог Кризисного центра