«Мы должны готовить детей к пути, а не путь для детей!»
Дорогие мои прекрасные, заботливые, самые чуткие и внимательные родители наших растущих деточек, здравствуйте! Сегодня я хочу поговорить с вами о родительской «гиперопеке» в семье.
Начну с того, что, анализируя свой 14-летний опыт работы специалистом по социальной работе и опыт мамы с 22-х летним стажем, я пришла к выводу о возможных последствиях «хорошего» воспитания детей, на первый взгляд, в добродетельных семьях. Задумывались ли вы, как получается, что в хороших и ответственных семьях вырастает раздражительный, говорящий на повышенных тонах, обманывающий, шокирующий окружающих своим поведением и эпатажем или применяющий рукоприкладство в отношении родителей эгоист? Особенно часто данное явление встречается в семьях, где ребенка воспитывает одна мать, холя и лелея собственного «истязателя». Итак, что же происходит на самом деле?
Давайте вместе попробуем разобраться в понятии «родительская гиперопека» и каковы её возможные последствия для ребенка:
1) Мы не всегда даём ребенку возможность самостоятельно принимать решения и действовать, так как сами за него всё продумываем, направляем или заставляем его делать что-либо (иди туда-то, одевай то-то, сделай то-то, сделай так-то, скажи то-то… и т.д.). Иными словами, с детства навязываем ребенку свой план действий. Да, мы с вами молодцы, «заботливые» родители, но ребенок в итоге не учится рассуждать и планировать, и имеет все шансы вырасти мало приспособленным к социальной жизни человеком.
2) Мы, излишне оберегая своих детей, лишаем их «права на ошибку», а заодно и возможности самостоятельно справляться с трудностями во взрослой жизни. Ребёнок должен понимать, что ошибки и проблемы в жизни неизбежны, но все они решаемы, только надо все обдумать и найти выход из сложившейся ситуации. А получить этот важный опыт решения жизненных проблем ребенок может с малых лет, в семье, самостоятельно, с мягким руководством родителей.
3) Когда ребенок становится «центром вселенной» в семье, где всё внимание взрослых сосредоточено на нем, родители в этой ситуации чрезмерно подогревают «Эго», иными словами, «Я» своего малыша. Ребенок начинает думать, что он имеет право жить, как ему хочется, не считаясь с родителями, так как его будут любить и принимать, чтобы он не совершил.
Повзрослевший «эгоист» особо не «заморачивается» как он обращается с родителями и другими близкими людьми. А родители, излишне оберегая свое чадо, думают о том, чтобы подросток не бросил учебу или не ушел из дома, или ничего с собой не сделал плохого. Дети, в свою очередь, знают об этом и манипулируют своими близкими. Чтобы не стать заложниками такой ситуации родителям необходимо соблюдать «золотую середину», проявлять нежность и заботу, не выращивая при этом «сахарных» детей.
Необходимо с раннего детства прививать своему ребенку нравственные ценности, уважение к старшим, к родителям. Но не менее важно запретить себе постоянно вмешиваться в жизнь своего ребенка, контролировать каждый его шаг и действия, все его общения и связи. Да, это не просто, но это возможно сделать, а для этого необходимо уметь правильно расставить приоритеты в своей жизни. Попробуйте стать другом и советником для своего ребёнка, сохраняя при этом чувство собственного достоинства и взаимного уважения.
4) И последнее, мы часто грубо вторгаемся в личное пространство ребенка, а затем и подростка, решая за него с кем ему дружить, кого ему любить, как поступать и т.д. Взрослея, ребенок устаёт от тотального контроля и «гиперопеки» со стороны родителей, от нескончаемых вмешательств в его личную жизнь. Это неминуемо влечет за собой конфликты, непонимание и может вызвать подростковый бунт и протест. Чтобы предотвратить подобные ситуации родителям необходимо научиться доверять своему ребенку, не бояться оставлять ребенка со своими мыслями наедине, давать ему возможность самому прожить сложившуюся ситуацию и принять решение. Дайте возможность своему ребенку научиться разбираться в людях и в чувствах. Просто будьте рядом, и если ребенок спросит совета, то помогите ему.
В заключение пожелаю всем нам мудрости, терпения и готовности выстроить по-настоящему близкие отношения со своими детьми, чтобы они смело, и радостно шагали по жизни и чувствовали надежный тыл и поддержку родителей.
Автор публикации — специалист по социальной работе Солонина Олеся Олеговна