На протяжении многих лет вопрос школьной травли стоит очень остро. Притеснение одного или нескольких детей в школе, которое называют «буллингом», имеет отношение и к самим школьникам, а также к родителям и педагогам. Хорошо, что в современных условиях у детей и родителей есть возможность задать вопрос и обратиться за помощью к психологу.
Предлагаем рассмотреть вопросы, задаваемые психологу родителями и школьниками.
— Насколько распространены издевательства в школе?
— Психологи Собкин В. С. и Маркина О. С. исследовали буллинг в школе и сделали выводы, что каждый четвертый ребенок хотя бы раз принимал участие в травле. Из 100 детей — 13 школьников терпели издевательства, 20 – издевались над другими сами или помогали обидчику.
— Какие действия можно считать буллингом?
— Буллинг может касаться одного конкретного человека или группы детей. Издевательства могут быть разными: физическими (побои), словесными (обзывательства и оскорбления), запугиванием (внушение чувства страха), изоляцией от коллектива, вымогательством и повреждением имущества. Кибербуллинг (преследование, запугивание, насилие при помощи Интернета и мобильных телефонов).
— Насколько серьезны последствия травли?
— Часто издевательства протекают в форме шутки и временны, но в некоторых случаях могут привести к серьезным и неприятным последствиям, например, сделать ребенка замкнутым в общении, обидчивым, агрессивным. Вызвать трудности в процессе школьного и факультативного обучения, негативным образом сказаться на здоровье ребенка и даже привести к попытке суицида.
— Почему некоторые дети не нападают, а наблюдают или заступаются?
Д.Олвеус – ученый, психолог, определяет роли участников буллинга в так называемом круге буллинга примерно так:
Существует учащийся, над которым издеваются булли (агрессоры). Последователи (приспешники) положительно относятся к издевательствам и принимают активное участие в них, но обычно не являются их инициаторами и не лидируют. Сторонники активно и открыто поддерживают издевательства, например, смехом или привлечением внимания к ситуации, но они не включаются в них. Пассивные сторонники (вероятные участники) не показывают явных знаков поддержки. Безразличные наблюдатели не вовлекаются в процесс буллинга и не занимают определенную позицию, могут думать: «Это не мое дело» или «Посмотрим, что случится». Вероятные защитники не любят издевательств, считают, что должны помочь учащемуся, над которым издеваются, но ничего не делают. Реальные защитники помогают или стараются помочь однокласснику.
— Издевательства и чувство вины. Как быть?
Ни один человек не застрахован он того, что ему не придется стать объектом чьих-либо агрессивных действий. За агрессию отвечает лишь тот человек, от которого она исходит. Ответственность за то, как агрессор выражает и как справляется с ней лежит только на нем! Какими бы чертами и свойствами не обладал затравливаемый ребенок, его вины здесь нет! Он имеет полное право быть таким, какой он есть, и жить так, как для него комфортно. Ученые отмечают, что типичные состояния наблюдателей — чувство вины и ощущение собственного бессилия.
— Каковы причины агрессивных действий среди школьников?
Около 50% булли сами являются жертвой, возможно, даже внутри собственной семьи. Опыт насилия меняет личность, разрушает механизм формирования близости с людьми, и отнимает возможность создания доверительного теплого отношения с другим человеком. Поэтому булли, в какой-то степени тоже является жертвой своих действий, страдает от своих действий, возможно, не подозревая об этом.
— Что делать, если одноклассники издеваются?
1. Можно ввести в классе групповые нормы, которые будут регламентировать правила общения между одноклассниками и определять границы между людьми.
2. Можно разнообразить общение с одноклассниками неформально: поездки, посещение мероприятий, походы в кино). Это способствует сплочению, нахождению товарищей по интересам и поддержки с их стороны.
3. Не бояться признаться тому, кто может помочь и попросить его о помощи, понять, что стыдиться и бояться нечего, лучше начать решать проблему. Необходимо помнить, что буллинг — серьёзная проблема, поэтому ее нужно решать с привлечением родителей, педагогов и психологов.
4. Если избивают, то срочно обращаться в больницу для снятия всех побоев, привлекать полицию для защиты своих прав.
5. Каким бы «неправильным» вы ни были с точки зрения другого, вы имеете право, чтобы жить в благополучии и комфорте, всегда найдутся те, кто будут на вашей стороне.
6. Поверьте в себя! Если трудно, то за помощью можно обратиться к психологу или родителям. В мире есть много увлекательных дел и еще больше людей, которые готовы разделить их с вами.
Список использованной литературы:
1. Агрессия детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.:Речь, 2004
2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.,1999
3. Бердышев И.С., Нечаева М.Г. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики. Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям «Региональный центр «Семья», 2005.
4. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. СПб.:Речь, 2006
5. nsportal.ru
detki-pogodki.ru
tutknow.ru
6. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? «Семья и школа», 2006, № 11. с.15-18.
7. Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб., 2001.
8. Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга, М.: Генезис, 2012.— 264 с.
9. Собкин В.С., Маркина О.С. Влияние опыта переживаний «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело» // Вестник практической психологии образования. 2009. № 1. С. 48-57.
10. Фурманов И. А. Агрессия и насилие. Диагностика, профилактика и коррекция. СПб.:Речь, 2007
11. Olweus, D Bullying at school: what we know and what we can do. NY: Blackwell, 1993.
Автор публикации: Псянчина Карина Ринатовна, психолог Кризисного центра