«В тринадцать жизнь идет наперекосяк.
В четырнадцать — и вовсе заходит в тупик.
В шестнадцать — хоть ложись да помирай.
В семнадцать — конец света.
А там терпи лет до двадцати, чтобы дела пошли на лад».
Рэй Брэдбери, «К западу от Октября»
Подростковый возраст – это переходный период, когда ребенок перестает быть ребенком как физиологически, так и психологически, происходит формирование его взрослой части личности, перестраиваются отношения в семье и с социумом. За детский стол на дне рождения уже не хочется, но и ко взрослым ещё нельзя.
А для любого перехода характерна неопределенность – кризис. Перед подростком открываются новые возможности, которыми хочется воспользоваться по-своему, а не только так, как ожидают от него взрослые. Если бы все дети делали то, что хотят их родители, мы бы с вами до сих пор сидели на деревьях, и никто так и не решился бы слезть.
Ребенок с каждым днем становится всё сильнее и умнее, ему искренне кажется, что он ничем не отличается от взрослого. И действительно, подросток смотрит в зеркало и видит, что внешне он выглядит уже как взрослый: парню ещё 14, а нога уже 43 размера, рост, голос и взгляд совсем не детские.
Подросток стремится к тому, чтобы уравняться со взрослыми в своих правах и начинает бунтовать, пытаясь добиться своего. Подростковый возраст – агрессивный. Это период, когда ребенку нужно отделиться от родительской системы, обрести независимость.
И здесь важно понимать, что такое агрессия. Агрессия — это базовая эмоция, которой ребенок учится от 0 до 6 месяцев, и оно связано с выживанием: когда ты голоден, чтобы к тебе подошли и покормили, нужно закричать. Дальше ребенок растет в конкретной семье и учится у своих родителей и окружения, как можно и как нельзя проявлять агрессию.
Агрессия бывает нескольких видов:
- вербальная – словами, громко или тихо, используя нецензурную лексику или без нее;
- физическая – кулаками, причинение физического вреда или порча имущества;
- юмор – высмеивание, оскорбительные шутки, неуместные анекдоты;
- игнорирование – молчать, не замечать, удалять и блокировать в контактах;
- демонстрация превосходства в чем-либо – оценки, доходы, внешность, статус, связи.
Вспомните, когда вы сами проявляете агрессию, и как вы это делаете?
С одной стороны, агрессия – это защита, сохранение себя, с другой – желание что-то получить, добиться цели. Ребенок агрессирует из «боли», это следствие его бессилия. Кризис подросткового возраста самый тяжелый. Подросток перестает быть ребенком, он хочет быть взрослым, но мир не принимает его как взрослого. Защищая свое «Я», которое еще неустойчивое, пытается добиться новых привилегий для себя.
В зависимости от взаимоотношений между родителями и ребенком, которые были до подросткового возраста, агрессия будет направлена или на себя, на окружающих, или на родителей, по принципу «вспомнить всё». Как гласит старая африканская поговорка: «Ребенок, которого не обнимала деревня, сожжет ее дотла, чтобы почувствовать тепло».
Нужно набраться терпения и пережить этот возраст. Научиться понимать состояние ребенка и принимать его чувства, относиться к его агрессии как к слабости. Гормональные изменения, преобладание процессов возбуждения над торможением, скачки большой амплитуды – подростку нужно много сил с этим справляться, зачем устраивать ему войну. Не участвуйте в этом, разрушьте ролевую модель: «Голос у тебя такой, ты, наверное, будешь командиром в армии», будьте гибкими и артистичными – так вы расширите и свое ролевое поведение и автоматически ребенок научится этому от вас.
В этом возрасте созревают участки мозга, которые отвечают за «взрослость» – прогнозирование, планирование, целеполагание и т.д. Поэтому важно общаться с подростком не как с ребенком, а обращаясь к формирующейся «взрослости»: «Давай проанализируем, ты просидел 3 часа, что нового узнал?», «А что я такая плохая мать, что от меня нужно уйти?». Уделите ему внимание, признайте, что у вас что-то идет не так, он поймет, что вы его слышите, понимаете и тогда, он не станет добиваться внимания криком.
Автор публикации — Куприкова Мария, психолог Кризисного центра