В современном мире спектр профессиональных направлений очень широк. Выделяют в нем профессии «помогающего» типа. Это профессии, направленные на создание процесса взаимодействия специалиста с обществом, большими и малыми социальными группам, а также личностью с целью оказания поддержки в какой-либо области жизнедеятельности. Деятельность в рамках «помогающей» профессии — это трудоемкий процесс, требующий знаний и навыков, времени, энергии и включения личности специалиста в работу. Профессия «психолог» — это яркий представитель профессий «помогающего» типа [2].
Взаимодействие специалиста и его клиента в ситуации помогающих отношений – это всегда информационный и эмоциональный обмен. Специфика работы психолога заключается в том, что этот обмен неравноценный. Психолог для клиента чаще всего выступает в роли донора принятия, позитивных эмоций, конструктивной критики, моделей поведения и т.д. Таким образом, психолог отдает собственные профессиональные и личностные ресурсы клиенту, помогая ему разрешать его проблемы в той или иной сфере жизни.
Каждый из нас делится с окружающими своим временем, вниманием и энергией, однако для психолога – это важное условие успешной профессиональной деятельности. Но отдавать ресурсы бесконечно невозможно. У личностных и профессиональных ресурсов есть свой лимит. Жизненные и трудовые силы человека имеют свойство заканчиваться и восстанавливаться. При отсутствии контроля своего состояния специалист рискует получить синдром эмоционального выгорания, который не позволит ему быть эффективным в своей профессии и является первой ступенью профессиональной деформации личности [1].
В работе с клиентом психолог должен уделять внимание процессу расходования своих ресурсов. Наибольшие потери специалист несет, когда пытается сделать больше и/или лучше, чем может. Здесь речь идет и о разделении ответственности, и о границах возможностей профессионала.
Важно помнить, что результат работы клиента и психолога зависит от обоих, и в этих помогающих отношениях ответственность за результат распределяется 50% на 50%. В ситуации, когда психолог берет на себя ответственности больше чем, нужно, он тратит больше энергии и сил, а результативность работы может не повыситься.
Другой аспект работы психолога связан с осознанием границ своих знаний, умений и навыков. Психолог должен принять факт, что не все случаи будут прорабатываться им одинаково эффективно, а, возможно, будут ситуации, в которых он не сможет помочь клиенту. Для того, чтобы не заводить себя и клиента в тупик, психолог должен прийти к пониманию того, что он не всесилен. Это обезопасит психолога от обесценивания себя и разочарования в себе как в специалисте, сохраняя его эмоциональные ресурсы.
Однако чтобы адекватная оценка границ собственных способностей и возможностей не переросла в профессиональную беспомощность, психологу рекомендуется заниматься профессиональным и личностным развитием.
Посещение тренингов, мастер-классов, семинаров, курсов повышения квалификации и т.д. обеспечивают психолога дополнительными инструментами, с помощью которых он может работать с проблемами клиента, а также расширяют его кругозор, развивают аналитические и эмпатические способности, за счет чего самооценка специалиста сохраняется на нормальном уровне.
Для поддержания ресурсного состояния психолога важным является профессиональное общение с коллегами. Такое общение возможно в рамках супервизорских и интервизорских встреч. Здесь есть возможность узнать различные мнения о процессе работы с клиентом, обменяться опытом и прояснить собственное эмоциональное состояние, связанное с конкретным случаем или клиентом. Находя профессиональную поддержку и солидарность, психологу легче пересмотреть ошибки и трудности работы, а также увидеть позитивные моменты в своей деятельности.
Психолог включает в работу не только свой профессионализм, но и свою личность. Личность психолога – это еще один инструмент его работы. Наряду с объективным восприятием клиента и его ситуации всегда существует субъективная оценка. Субъективное видение также помогает психологу ориентироваться в ситуации клиента. Поэтому психолог, как человек, должен иметь своё мировоззрение, моральные ценности и отношение к различным областям действительности. Неустойчивые личностные позиции делают психолога уязвимым к трудностям работы, притупляют чувствительность к состоянию клиента и лишают специалиста жизненных ориентиров, к которым можно обращаться для оценки своей работы.
Подключение личности психолога к его работе говорит о том, что психолог — не просто совокупность знаний и умений, а целостный человек, проживающий собственную индивидуальную жизнь. Для эффективного восполнения сил имеет значение то, что психолог не обязан быть психологом всегда. Специалист должен четко разделять область профессиональной деятельности и область своей личной жизни. Когда работа становится единственным местом реализации личности, возникает дефицит способов и источников восстановления профессиональных и личностных ресурсов.
Психолог активно включается в жизнь других людей, но он не должен в ней «застревать» и переносить клиентские случаи в свою жизнь. Если подобное происходит, то нужно вынести эту ситуацию на интервизию, и, возможно, проработать в рамках индивидуальной терапии. Кроме того, психолог должен разрешить себе вне работы быть просто человеком, имеющим право на ошибки и неправильные решения. Граница между работой и личной жизнью – это необходимый барьер для безопасности психолога.
В личной жизни психолога, как и в жизни любого человека, могут случаться трудности. Эти трудности могут разрушить личностную целостность специалиста и тем самым повлиять пагубным образом на его профессиональную деятельность, поэтому психолог заинтересован в обращении за психологической помощью и разрешении своих жизненных ситуаций.
Психологическое здоровье специалиста зависит и от наполнения его личной жизни. Работа – это лишь одна из сфер жизни. Кроме работы у человека есть возможность реализовать себя в области семьи и дружеского общения, досуга и увлечений, спорта и здоровья, личностного и духовного развития. Гармония между этими сферами жизни позволяет человеку чувствовать себя благоприятно и создавать тот необходимый резерв жизненных сил, который он использует в работе.
Психологу рекомендуется с особым вниманием отнестись к организации своего досуга. Это важная деятельность, реализуемая вне рабочего времени и главным образом направленная на восстановление сил человека. Лучше всего, если досуговые занятия будут значительно отличаться от процесса работы. Смена видов деятельности позволит сменить установку «отдавать» на «принять», это облегчит процесс восполнения энергии. А конкретные способы проведения досуга каждый человек выбирает для себя, ориентируясь на свои интересы, запросы и возможности.
В завершение подчеркнем, что работа психолога – одна из самых ресурсно-затратных. Психолог работает с клиентом, используя не только профессиональные знания, но и свои личностные особенности. Для того, чтобы была возможна эффективная трудовая деятельность, имеющая позитивный результат, психологу важно уделять внимание процессу расхода и восстановления своих личностных и профессиональных ресурсов. Поэтому забота о себе – это еще одно важное умение, которое должен освоить профессиональный психолог.
Автор публикации: Бенедюк Д.А., психолог отделения диагностики, консультирования и психологической практики
Используемая литература:
- Никитченко Т. Г. Синдром эмоционального выгорания психолога: его причины, стадии и способы профилактики. // Личность практического психолога, 2011.
- Эннс Е. А. Психологическая характеристика помогающих профессий. // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 92-93.