За последние годы в мире, как собственно и в России, все чаще стали упоминаться термины «профессиональный стресс» и «профессиональное выгорание».
Синдром профессионального выгорания формируется на фоне постоянного стресса. Он ведет к истощению личностных и эмоционально-энергетических ресурсов организма работника. Такая проблема возникает из-за того, что накопившиеся отрицательные эмоции не находят выхода. Такому человеку просто необходима некоторая разрядка, которая позволит «выпустить пар». Причины профессионального выгорания могут быть самые разные. Чаще всего подвержены профессиональному выгоранию личности, которые по долгу службы вынуждены постоянно общаться с людьми, как знакомыми, так и незнакомыми. В «группу риска» часто попадают педагоги, медицинские и социальные работники.
Психологами Кризисного центра г. Челябинска был разработан тренинг, направленный на профилактику синдрома эмоционального выгорания для педагогов-воспитателей Социально-оздоровительного центра «Утес», который был проведен для сотрудников Центра 13 августа 2013 года.
Организация отдыха и оздоровления детей и подростков – очень эмоционально-затратный процесс для всех взрослых, работающих в загородном лагере. Педагоги несут ответственность за каждого ребенка 24 часа в сутки. В летнее время ребенку необходимо реализовать свою двигательную активность, недостаток которой накапливается за время учебного года. Отдых должен быть активным, творческим, познавательным и, конечно же, интересным. Полным ходом идет третья смена. Каждый день необходимо наполнить новым содержанием, новыми эмоциями и впечатлениями – только, когда дети будут увлечены творчеством в самых разных его проявлениях, с ребенком не случится никакая неприятность или беда.
А для того, чтобы у взрослых воспитателей не иссяк творческий и профессиональный потенциал, не появилось чувство эмоционального истощения, перенапряжения, исчерпанности своих ресурсов, им нужно вовремя помочь, поддержать, направить. Именно такую задачу – предотвратить эмоциональное выгорание педагогов-воспитателей Центра «Утес» в конце летнего оздоровительного сезона – ставили перед собой психологи МАУ СО «Кризисный центр» г. Челябинска.
Полтора часа психолог Сбитняя Анастасия работала с группой педагогов-воспитателей «Утеса». Участникам тренинга было предложено осознанно посмотреть на свою профессиональную деятельность, расширить представление друг о друге, прорабатывая упражнение «Пять предложений».
Отвечая на вопросы, что я сделал хорошо? какие трудности преодолел? Кому помог? — участники учились осознавать и признавать свои заслуги, видеть свои сильные стороны. Очень часто мы видим лишь свои недостатки и промахи, упуская возможность похвалить себя за успехи. Работа с упражнением «Признание заслуг» помогла участникам научиться правильно оценивать свой потенциал.
Очень важно умение снимать напряжение, расслабляться. Упражнение «Времена года моей души» помогло участникам научиться приемам релаксации, умению отстраняться от текущих проблем на какое-то время, чтобы помочь мобилизовать свои силы для дальнейшей деятельности.
Участникам тренинга были предложены эффективные методики по преодолению стрессовых состояний: «Антистрессовая гимнастика», «Прощай, напряжение!»
В заключение, специалистов познакомили с Матрицей Эйзенхауэра, с целью обучить тайм-менеджменту – определению приоритетов дел, планированию дня, распределению времени.
«Огромное спасибо коллегам из Кризисного центра за оказание профессиональной поддержки нашим сотрудникам, — комментирует итоги встречи директор МУ «Социально-оздоровительный центр «Утес» Лидия Жикина. — Для коллектива и руководителя любого учреждения эмоциональное выгорание сотрудника – это огромная проблема, которая отражается на снижении производительности труда. Человек работает спустя рукава, не стремится к эффективному выполнению своих профессиональных обязанностей. Специфика таких учреждений, как наше, особенная – мы работаем с детьми. Плохое самочувствие взрослых неизбежно отражается на ребенке. Поэтому так важно поддерживать эмоциональное здоровье наших сотрудников. Подобные тренинги очень помогают педагогам-воспитателям нашего центра восстановить психологическое равновесие и возродить интерес к работе».