Многие родители обеспокоены проблемой возникновения стресса у детей и, конечно же, они хотят знать, как снизить последствия влияния стресса на ребенка. Попробуем разобраться в этом.
Понятию «стресс» существует вполне четкое определение:
Стресс – это состояние человека, характеризующееся неспецифическими защитными реакциями (на физическом, психологическом и поведенческом уровнях) в ответ на экстремальные патогенные раздражители.
Проще говоря, стресс – это определенные реакции, протекающие в организме и возникающие тогда, когда необходимо приспособиться к новым трудным условиям. Причем, реакции в организме, будь то вирус или период сдачи экзаменов у студентов, будут похожими. Стресс у ребенка могут вызывать:
- начало и конец учебного года;
- появление нового члена семьи или развод родителей;
- конфликты между детьми и потеря друзей;
- потеря родителями работы;
- резкие изменения в распорядке дня;
- несчастные случаи и травмы близких людей;
- и другие причины.
Стресс может быть как «полезным», если вызывает умеренное напряжение сил, так и «вредным» для организма и психики, если напряжение становится слишком интенсивным.
Для того, чтобы ребенок не подвергался чрезмерному напряжению сил и стрессу, родителям необходимо обращать внимание и на своё внутреннее состояние и поведение. Так, родители могут вести себя агрессивно: чрезмерно выражать негативные эмоции, предъявлять ребенку завышенные требования и т.п.
У всех нас есть стереотипы мышления, предубеждения и негативные жизненные установки. Родителям бывает полезно найти в себе и пересмотреть такие установки относительно своих детей, которые начинаются со слов « Ты должен». К примеру: «Мой ребенок должен учиться только на «отлично»! На самом деле нет такого закона, обязывающего ребенка учиться всегда на «пять». Да и сам ребенок, в силу объективных причин, не всегда может получить наивысший балл за свои знания.
Напряженная умственная и учебная деятельность требует активизации резервов организма таких же, как и при физической работе. Поэтому важно подбирать учебную нагрузку с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Ребенку легче справляться с нагрузками, если деятельность, которую он выполняет, ему интересна и понятна.
Для того, чтобы ребенок мог противостоять стрессу, он должен хорошо высыпаться, рационально питаться и быть физически активным. Это придает ему дополнительную мотивацию и нормализует его эмоциональный фон.
В случае, если ребенок оказался в стрессовой ситуации, ему могут помочь специальные приёмы для расслабления мышц. Например, приёмы прогрессивной мышечной релаксации Джекобсона для детей.
В жизни каждого ребенка должно быть место для радости, положительных эмоций, которые благотворно влияют на его способность бороться со стрессом.
Когда семья сталкивается с каким-либо событием, вызывающим стресс, родители понимают, что могут справиться с этим и найти средства, необходимые для решения проблемы, а также готовы предпринимать усилия, то ребенок будет значительно меньше переживать случившееся.
Не стоит отказываться от помощи специалистов, если вы понимаете, что самостоятельно справиться со стрессом у ребенка не получается. Через социально-психологические тренинги специалист поможет овладеть навыками саморегуляции и стабилизировать внутреннее состояние. При столкновении с эмоционально тяжелыми событиями помогут индивидуальные занятия с психологом как родителям, так и детям — очные консультации или беседы с психологом по телефону доверия.
Автор публикации: Евгений Емельянов, психолог Кризисного центра
Список использованной литературы:
1.Каллиникова Л.В. «Образ жизни» семей, имеющих детей с нарушениями развития, в теориях семейного стресса. // Вестник Северного (Арктического) Федерального Университета. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,- № 6. с. 136-143. – 20
2.Мельникова И.Е., Адаптация детей и подростков в условиях эмоционального стресса Гуманитарный вектор. 2013. № 1. с. 138-143