Психологическая готовность ребёнка к школе

«Быть готовым к школе –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит быть готовым всему этому научиться…»
Л. А. Венгер

Понятие «готовность к обучению в школе» многогранно. Ребёнок должен не просто созреть физиологически, но и психологически, а также личностно. Все эти составляющие очень важны и взаимосвязаны между собой. К школьному возрасту происходит бурное развитие всех органов и систем, в том числе, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, эндокринной. Существенно изменяются процессы высшей нервной деятельности. Ребёнок физиологически готов переносить более интенсивные физические и умственные нагрузки. Формируется физиологическая готовность ребёнка к обучению в школе.

К 7 годам происходит закладка основ будущей личности. Зарождаются новые социальные потребности: потребность в уважении и признании взрослого, желание быть «взрослым», потребность в признании сверстниками, поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами. В некоторых ситуациях ребёнок может сдерживать свои желания и поступать не так как хочется, а так как «надо» (сходить в магазин, поиграть с младшей сестрой, убрать за собой игрушки). Формируется устойчивая самооценка и отношение к успеху (стремление к высоким достижениям или избегание неудач и неприятных переживаний). Старший дошкольник стремится узнать, как устроены предметы, для чего они предназначены, пытается установить взаимосвязи предметов и явлений, задаёт много вопросов. Предпочитает интеллектуальные занятия перед практическими. Ребёнок готов к овладению более сложными видами деятельности, которые требуют произвольного уровня регуляции.

  Учебно-важные качества, необходимые для усвоения школьной программы это: мотивы учения, принятие задачи, графический навык, вербальная и слуховая механическая память, зрительная образная память, зрительный анализ геометрических фигур, произвольная регуляция деятельности, восприимчивость к обучению.

 

     Для развития волевой готовности важно соблюдать режим дня. Придерживаться правил организованного поведения. Старайтесь, чтобы ребёнок просыпался, ел, гулял, ложился спать в одно и то же время; умел занять себя интересным делом; чередовал подвижные игры с умственными занятиями; находил время для общих семейных дел и труда. Для мотивации расскажите ребенку о школьных друзьях, интересных моментах школьной жизни. Спросите ребенка, кем он хочет стать, на кого быть похожим. Расскажите, что именно школа поможет ребенку стать тем, кем он хочет, достичь цели.

Прививайте любовь к чтению, развивайте способность пересказывать, сохранив основную мысль и последовательность действий. Развивайте кругозор ребенка, водите его в театр, на экскурсии, в музеи; ходите на прогулки по окрестностям, паркам. Развивайте опыт живых представлений об окружающем мире, обучая наблюдать, сравнивать, анализировать. Во время совместных игр развивается речь ребёнка и его познавательные процессы. Хвалите за малые достижения.

 

     Для развития социальной готовности: поощряйте взаимоотношения ребенка со сверстниками, приглашайте его друзей домой. Отмечайте совместные праздники, участвуйте в активных играх детей. Развивайте умение слушать собеседника, не перебивая его. Признавайте право ребенка на собственное мнение. Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения. 

Признавайте свои ошибки, не бойтесь извиняться перед детьми.  Навыкам культурного поведения дети учатся от родителей.  Помогите ребенку переносить поражения. Объясните, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранные средства. Создайте атмосферу доверия в общении с ребенком: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно. Способствуйте повышению реальной самооценки ребенка, через создание ситуаций успеха.

   При страхе: «Ничего страшного…», «Бывает, что люди боятся…». Авансирование — «У тебя получится…». Скрытая инструкция — «Ты же помнишь, что…». Для усиления мотивации — «Нам это нужно для…». Для того, чтобы высоко оценить детали «Вот эта часть у тебя замечательная!»

 

Делайте!

· Радуйтесь вашему ребёнку.

· Говорите с ребёнком заботливым, в тоже время, ободряющим тоном.

· Внимательно, не перебивая, слушайте.

· Требования к ребёнку должны быть чёткие и определённые.

· Называйте как можно больше предметов, и их признаков, действий с ними.

· Поощряйте любопытство, любознательность и воображение ребёнка.

· Чаще хвалите ребёнка.

· Полезны игры с другими детьми.

· Спрашивайте у ребёнка о его новых впечатлениях.

·  Дела по дому делайте совместно

· Проявляйте интерес к тому, что ему нравится делать (рисовать, петь и пр.)

· Будьте примером для ребёнка: с удовольствием читайте, занимайтесь любимым делом, помогайте другим  людям.

· Играйте с ребёнком в разные игры.

· Найдите, чем интересно заняться вместе всей семьёй.

· Не бойтесь посоветоваться со специалистами, другими родителями, читайте книги по вопросам воспитания.

 

Не делайте!

· Не перебивайте ребёнка, не говорите, что вы всё поняли, не отворачивайтесь, пока ребёнок не закончил рассказывать. Не давайте ему повода думать, что вас мало интересует, то, о чём он говорит.

· Не принуждайте ребёнка делать то, к чему он не готов.

· Не заставляйте ребёнка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен.

· Не следует постоянно поправлять ребёнка, то и дело повторяя: «Не так, переделай».

· Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: «Она синяя».

·  Не надо критиковать ребёнка, тем более в присутствии других людей.

·  Не ограничивайте ребёнка множеством правил: он перестанет обращать на них внимание.

· Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждого изменения в ребёнке, как в положительную, так и отрицательную стороны.

· Не сравнивайте ребёнка с другими детьми: ни с его братом (сестрой), ни с соседями, ни с его приятелями или родственниками.

 

Вашим детям необходимо безусловное принятие, качественное внимание. Уважайте, высказывайте одобрение их поступков. Проявляйте эмоциональное тепло и близость во взаимоотношениях. 

 

   В ваших силах создать в семье такую обстановку, которая подготовит ребенка к успешной учебе и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

Автор публикации — Ристо Елена, психолог Кризисного центра