«Быть готовым к школе –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит быть готовым всему этому научиться…»
Л. А. Венгер
Понятие «готовность к обучению в школе» многогранно. Ребёнок должен не просто созреть физиологически, но и психологически, а также личностно. Все эти составляющие очень важны и взаимосвязаны между собой. К школьному возрасту происходит бурное развитие всех органов и систем, в том числе, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, эндокринной. Существенно изменяются процессы высшей нервной деятельности. Ребёнок физиологически готов переносить более интенсивные физические и умственные нагрузки. Формируется физиологическая готовность ребёнка к обучению в школе.
![](http://crisiscenter74.ru/wp-content/uploads/2022/09/podgotovka-k-shkole-1024x681.jpg)
К 7 годам происходит закладка основ будущей личности. Зарождаются новые социальные потребности: потребность в уважении и признании взрослого, желание быть «взрослым», потребность в признании сверстниками, поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами. В некоторых ситуациях ребёнок может сдерживать свои желания и поступать не так как хочется, а так как «надо» (сходить в магазин, поиграть с младшей сестрой, убрать за собой игрушки). Формируется устойчивая самооценка и отношение к успеху (стремление к высоким достижениям или избегание неудач и неприятных переживаний). Старший дошкольник стремится узнать, как устроены предметы, для чего они предназначены, пытается установить взаимосвязи предметов и явлений, задаёт много вопросов. Предпочитает интеллектуальные занятия перед практическими. Ребёнок готов к овладению более сложными видами деятельности, которые требуют произвольного уровня регуляции.
![](http://crisiscenter74.ru/wp-content/uploads/2022/09/0024-urok-IZO-v-shkole-1024x682.jpg)
Учебно-важные качества, необходимые для усвоения школьной программы это: мотивы учения, принятие задачи, графический навык, вербальная и слуховая механическая память, зрительная образная память, зрительный анализ геометрических фигур, произвольная регуляция деятельности, восприимчивость к обучению.
Для развития волевой готовности важно соблюдать режим дня. Придерживаться правил организованного поведения. Старайтесь, чтобы ребёнок просыпался, ел, гулял, ложился спать в одно и то же время; умел занять себя интересным делом; чередовал подвижные игры с умственными занятиями; находил время для общих семейных дел и труда. Для мотивации расскажите ребенку о школьных друзьях, интересных моментах школьной жизни. Спросите ребенка, кем он хочет стать, на кого быть похожим. Расскажите, что именно школа поможет ребенку стать тем, кем он хочет, достичь цели.
![](http://crisiscenter74.ru/wp-content/uploads/2022/09/2744349-1024x640.jpg)
Прививайте любовь к чтению, развивайте способность пересказывать, сохранив основную мысль и последовательность действий. Развивайте кругозор ребенка, водите его в театр, на экскурсии, в музеи; ходите на прогулки по окрестностям, паркам. Развивайте опыт живых представлений об окружающем мире, обучая наблюдать, сравнивать, анализировать. Во время совместных игр развивается речь ребёнка и его познавательные процессы. Хвалите за малые достижения.
Для развития социальной готовности: поощряйте взаимоотношения ребенка со сверстниками, приглашайте его друзей домой. Отмечайте совместные праздники, участвуйте в активных играх детей. Развивайте умение слушать собеседника, не перебивая его. Признавайте право ребенка на собственное мнение. Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения.
Признавайте свои ошибки, не бойтесь извиняться перед детьми. Навыкам культурного поведения дети учатся от родителей. Помогите ребенку переносить поражения. Объясните, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранные средства. Создайте атмосферу доверия в общении с ребенком: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно. Способствуйте повышению реальной самооценки ребенка, через создание ситуаций успеха.
![](http://crisiscenter74.ru/wp-content/uploads/2022/09/rzgovarivaem_s_detmi-1024x683.jpg)
При страхе: «Ничего страшного…», «Бывает, что люди боятся…». Авансирование — «У тебя получится…». Скрытая инструкция — «Ты же помнишь, что…». Для усиления мотивации — «Нам это нужно для…». Для того, чтобы высоко оценить детали «Вот эта часть у тебя замечательная!»
Делайте!
· Радуйтесь вашему ребёнку.
· Говорите с ребёнком заботливым, в тоже время, ободряющим тоном.
· Внимательно, не перебивая, слушайте.
· Требования к ребёнку должны быть чёткие и определённые.
· Называйте как можно больше предметов, и их признаков, действий с ними.
· Поощряйте любопытство, любознательность и воображение ребёнка.
· Чаще хвалите ребёнка.
· Полезны игры с другими детьми.
· Спрашивайте у ребёнка о его новых впечатлениях.
· Дела по дому делайте совместно
· Проявляйте интерес к тому, что ему нравится делать (рисовать, петь и пр.)
· Будьте примером для ребёнка: с удовольствием читайте, занимайтесь любимым делом, помогайте другим людям.
· Играйте с ребёнком в разные игры.
· Найдите, чем интересно заняться вместе всей семьёй.
· Не бойтесь посоветоваться со специалистами, другими родителями, читайте книги по вопросам воспитания.
Не делайте!
· Не перебивайте ребёнка, не говорите, что вы всё поняли, не отворачивайтесь, пока ребёнок не закончил рассказывать. Не давайте ему повода думать, что вас мало интересует, то, о чём он говорит.
· Не принуждайте ребёнка делать то, к чему он не готов.
· Не заставляйте ребёнка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен.
· Не следует постоянно поправлять ребёнка, то и дело повторяя: «Не так, переделай».
· Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: «Она синяя».
· Не надо критиковать ребёнка, тем более в присутствии других людей.
· Не ограничивайте ребёнка множеством правил: он перестанет обращать на них внимание.
· Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждого изменения в ребёнке, как в положительную, так и отрицательную стороны.
· Не сравнивайте ребёнка с другими детьми: ни с его братом (сестрой), ни с соседями, ни с его приятелями или родственниками.
Вашим детям необходимо безусловное принятие, качественное внимание. Уважайте, высказывайте одобрение их поступков. Проявляйте эмоциональное тепло и близость во взаимоотношениях.
В ваших силах создать в семье такую обстановку, которая подготовит ребенка к успешной учебе и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
Автор публикации — Ристо Елена, психолог Кризисного центра