Как воспитывать сына в неполной семье

В современном мире большое число матерей воспитывают сыновей без помощи отцов. Такая семейная ситуация возлагает на женщину особенную ответственность и требует особенных усилий.

Как известно, для успешного принятия ребенком поло-ролевого поведения важно постоянное присутствие взрослого близкого лица, прежде всего, того же пола, что и сам ребенок. Т.е. для мальчика – это папа или лицо, его заменяющее мужского пола. В неполной семье задача воспитания гендерных особенностей является одной из сложных. Помочь могут  занятия спортом, секции/клубы, направленные на формирование и развитие мужских качеств: физической и духовной силы. Ст. Джеймс, Д. Томас, Ст. Биддалф пишут, что в возрасте 5-6 лет мальчики особенно нуждаются в общении с папами. В этой связи будет полезным введение в жизнь сына другого значимого мужчины: дедушки, родного дяди, своего коллеги, товарища/друга. При этом важно понимать, что указанный календарный возраст – это размытая граница. Поэтому не стоит ждать от мальчика резких перемен в потребностях к общению по наступлении 5-6 лет.

Если общение с папой не ограничивается специфическими особенностями (живет в другом городе/стране, погиб), то маме рекомендуется позволять папе и ребенку встречаться столько, сколько они оба этого хотят.

Маме стоит обращать внимание на те высказывания, которые относятся к отцу ребенка. Этот процесс для самой мамы может быть очень не простым, потому что причины и способы расставания бывают болезненными или нежеланными для женщины. Находясь в состоянии обиды или злости к мужу, рассказывать о нем что-то положительное ребенку достаточно тяжело. Женщине в этот момент нужно переключиться с отрицательных эмоций к мужу на осознание и принятие важности формирования позитивного образа отца для ребенка. Такой образ, во-первых, будет согревать детскую душу: ребенок будет знать, что папа его любит, он ему дорог, а это путь к созданию общего положительного фона его настроения и мироощущения с последующей самопрезентацией в нем. Формирование позитивного образа отца – это начало к воспроизведению модели отцовства в личном будущем опыте мальчика. А во-вторых, часто случается, что плохой супруг может оказаться хорошим отцом. Пусть у ребенка будет свой опыт общения с папой.

Маме рекомендуется формировать у ребенка дисциплину. Соблюдение режимных моментов (часы сна, приема пищи, игр-занятий, свободного времяпрепровождения, прогулок и др.) поможет становлению самодисциплине мальчика. Когда мальчик знает распорядок дня, в нем закладываются основы к воспитанию силы воли. Он знает, что сейчас может сделать, к чему обратится позже, постепенно формируется терпение. Сила воли и терпение — одни из важнейших качеств мужчин, позволяющих им добиваться целей. Самодисциплина — это внутренний стержень, который способствует чувствованию порядка и правил, соблюдение которых происходит не ради удовлетворения чьих-то желаний или чтобы избежать наказания. А с целью самоорганизации, которая приводит к внутреннему порядку, а значит к гармонии.

Общаясь с сыном, маме рекомендуется проговаривать те мужские качества, которые проявляет ребенок. Например, мальчик поднимает тяжелую сумку. Мама может отметить, какой он сильный, он смог поднять такую большую и тяжелую сумку. Так она будет воспитывать в нем важное качество — проявлять физическую мужскую силу.

Когда сын угощает кого-то, например, печеньем, можно похвалить его за умение делиться: «Какой ты молодец. Ты делишься печеньем». Проговаривание подобной ситуации будет воспитывать щедрость, умение делиться, проявлять заботу.

Важный аспект воспитания сына — всегда следовать своим словам, т. е. выполнять озвученное, обещанное. Если мама сказала, что заберет у него машину, если он не прекратит ею бить о зеркало, она должна обязательно довести дело до конца и не поддаваться его жалостливому виду, выпрашивающему вернуть ему машину. Услышав твердо сказанное: «Я тебя предупредила, ты меня слышал, я забираю машину», мальчик покапризничает, может быть поплачет, но успокоится. Чуть позже мама сможет вернуть ему эту машину. Если мама пообещала сыну, например, посетить зоопарк, важно его посетить. Так она научит маленького мужчину через собственный пример держать данное слово и быть последовательным.

И последний немаловажный фактор воспитания сына  – ребенку важно видеть свою маму счастливой, только таким путем он сам сможет быть таковым. Стив Биддалф пишет, что маме «необходимо заботиться о себе, тогда она сможет полноценно заботиться о ребенке». Если женщина не замыкает круг своих интересов только на жизни ребенка, а уделяет время развитию своей женственности, личному пространству и личной жизни, она более восприимчива к ощущению счастья и сможет транслировать его в свою семью и окружение.

Итак, мы рассмотрели ряд аспектов, способствующих развитию мальчика и помогающих маме в этом нелегком труде, находясь в неполной семье:

— ввести в жизнь сына лицо мужского пола;

— позволять сыну общаться с папой;

— формировать положительный образ отца;

— создавать условия для формирования самодисциплины;

— создавать условия для развития мужских качеств и черт характера;

— поощрять проявления высших человеческих черт (любовь, забота, уважение и др.);

— держать данное слово, быть последовательной;

— заботиться о себе.

Бог создал женщину и наградил ее мудростью и красотой. Все в ваших руках!

 

Автор статьи: Гордиенко Д.Б.

Психолог отделения консультирования, диагностики

 и психологической практики МАУ СО «Кризисный центр»

города Челябинска