Работая с замещающими семьями (родителями и детьми), понимаешь, как приемным детям трудно справиться с травмой прошлого, которая безусловно будет влиять на всю их дальнейшую жизнь. Дети, чьи родители перестали заниматься их воспитанием, за что и были лишены родительских прав или ограничены в правах по воспитанию детей, переживают «двойную» травму. C одной стороны — это плохое обращение к детям в семье: не всегда были накормлены, не всегда одеты по погоде; с другой — сам факт разрыва с семьей.
Многие кандидаты в замещающие родители говорили на занятиях в Школе приемного родителя, что дети «ничего не понимают», «не помнят», а если и помнят, то быстро все забудут. Если было бы все так просто, тогда сколько было бы счастливых в будущем семей.
Но, к сожалению, дети точно так же, как и взрослые, чувствуют боль утраты близких отношений, и они выбирают единственную для них возможность защищаться от невыносимой боли — стараться не думать о произошедшем.
Утрата семьи, даже если она была неблагополучной, – серьезная травма, приносящая ребенку боль, обиду на родителей и на «жизнь вообще», чувство отверженности и гнев.
Чувство бессилия обычно характерно для детей алкоголизированных родителей. Многие дети стараются приглушить эти чувства. Такие дети не умеют проявлять радость и положительные эмоции. А в будущем дети таких родителей точно также стараются заполнить неотработанную травму алкоголем, химическими веществами, «зависанием» в интернете и др. А для того, чтобы снять напряжение, почувствовать радость, расслабленность и хоть какую-то уверенность в себе, они могут унижать, оскорблять других, компенсируя ту боль, которая идет с ним по жизни.
У детей, подвергавшихся жестокому обращению со стороны близких ему людей, наблюдаются в дальнейшем психосоматические проявления: энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), тики, заикания и т.д.
У них отмечается низкая самооценка, постоянное беспокойство, ожидание чего-то плохого, угрозы со стороны других людей, в связи с этим — полная потеря доверия к миру.
Чаще всего дети с такими травмами находятся в позиции «жертвы». А на любую жертву преследователь всегда найдется либо в семье, либо в окружении.
В дальнейшем дети привносят свой детский сценарий во все значимые взаимоотношения — с друзьями, коллегами, противоположным полом. Как бы ни старались дети забыть, а замещающие родители вычеркнуть их негативное прошлое, бессознательное таких детей очень крепко держит их за прошлое, потому что раны были глубокими. Любая жизненная ситуация может спровоцировать слезы и боль, агрессию на других и на себя, потерю веры в себя.
Что делать?
Очень важно разговаривать с приемным ребенком, чтобы он задавал вопросы и разрешил сомнения, которые у него есть, а не придумывал ответы сам.
Утешение. Если ребенок подавлен и проявляет какие-то признаки горя, постарайтесь мягко обнять его, поговорить о том, что вы понимаете, как грустно расстаться с теми, кого любишь, и вы готовы ему помочь в этом.
Физическая забота. Создайте такую обстановку в доме, чтобы ему не было страшно. Вечером, укладывая спать, посидите с ним рядом, поговорите, расскажите сказку, оставьте ночник, и объясните, что если ему станет страшно, то он может позвать к себе. Если ему поможет, то сделайте массаж, погладьте, спойте колыбельную.
Воспоминания. Ребенок может захотеть поговорить о том, что с ним было в его семье. Отложите все дела и пообщайтесь с ним на эту болезненную для него тему, проговаривая чувства, которые он может испытывать в этот момент.
Памятные вещи. Для ребенка очень важна память и связь с прошлым. Это могут быть фотографии близких ему людей, одежда, игрушки. Важно для ребенка сохранить эту память.
Самое главное — помнить, что исправить все сразу нельзя. Боль еще долго будет следовать за ребенком. Сначала ребенок должен привыкнуть к вам, принять вас и ваши условия, а только потом будет меняться сам.
Автор публикации: Дунюшкина Н.Ю., заведующая отделением «Школа приемных родителей»