С приходом сентября начинается актуальная для многих родителей проблема, связанная с отсутствием у ребенка желания учиться. Плохое самочувствие у ребенка по утрам, низкие оценки и изменение маршрута «Школа-дом» на активное прогуливание, а также намеки, что «учитель совсем его не понимает». Нельзя говорить о том, что проблема возникла лишь в последние годы и связана с желанием ребенка беззаботно проводить время перед компьютером, предпочитая его старательному обучению и вкладу в собственное будущее. Большинство аспектов, возникающих с нежеланием ребенка учиться могут быть связаны с иными психологическими мотивами, о которых и пойдет речь. [2]
Причин, по которым ребенок не хочет идти в школу, приводя все возможные аргументы, скрывая свое нежелание за плохим самочувствием, может быть несколько. Зависят они от возраста, отношений с учителями и одноклассниками и личностных особенностей ребенка.
Если рассматривать подростковый возраст, то нежелание учиться может быть связано с отсутствием признания со стороны сверстников и учителя. Нередки случаи, когда подросток не обладает авторитетным мнением в классе, не может за себя постоять или же, в силу неразвитых социальных навыков, не может построить дружеские отношения в классе, в который мог перейти совсем недавно в силу жизненных обстоятельств. Первоклассник, что еще недавно стремился пойти в школу, с восторгом рассказывал об учителе, может отказываться идти в школу по причине низкого уровня интереса к процессу обучения и мотивации достижения успеха.
Что же делать в данной ситуации родителям, которые измучались уговаривать свое чадо, наставляя его на путь истинный с помощью долгих разговоров, заканчивающихся чаще всего конфликтами и потраченными нервами? Прежде всего, не паниковать и сохранять спокойствие. Выявление истинных причин нежелания учиться – лишь первый шаг. Другой вопрос, что родители не должны упустить тот момент, когда нежелание учиться перерастает в привычку, с которой справиться будет намного труднее. Неумение справляться с трудностями, низкая мотивация достижения могут привести к появлению у ребенка желания отступать перед возникающими проблемами, искать более легкие пути решения и не стремиться к чему-то большему.
Итак, несколько простых советов родителям, чтобы вызвать у ребенка желание учиться:
- использовать метод поощрения (чаще всего родители замечают лишь провинности ребенка, считая вполне естественным правильное поведение, на которое отсутствует какая-либо реакция, вроде обычной похвалы);
- принцип конкуренции среди детей, которые начали ходить в школу (например, клеить фигурки на специальную доску за проделанную работу, чтение вслух или аккуратное написание заданий по русскому языку, шкала достижений ребенка, к вершине которой он будет стремиться класс за классом, ставя перед собой все новые задачи и достигая их);
- использовать в процессе воспитания рассказы об успехах и достижениях умных и талантливых людей, желательно современников и кумиров ребенка, что особенно актуально для подросткового возраста;
- использование игры в качестве метода, который идеален для начальной и средней школы;
- включение в учебный процесс визуальных информационных технологий: проектора, презентации, фильмов, мультипликационных героев, телефонов [3].
Кроме всего прочего, можно прибегнуть к следующим рекомендациям:
- стараться обеспечить больше отдыха мозгу вашего школьника (современная система образования обладает перенасыщенной программой по каждому школьному предмету);
- разгружайте, отслеживайте, чтобы ребенок проводил меньше времени за компьютером и увлечением играми, которые способны вызвать зависимость и уход в виртуальную реальность; установите время, которое ребенок может проводить перед экраном;
- причиной также может быть непонимание программы, в случае проблем по одному предмету; в таком случае следует найти возможность для занятий с репетитором;
- постараться найти правильную мотивацию ребенка к учебе, так как многие школьники зачастую не осознают необходимости получения необходимых знаний и навыков; обязательно понаблюдайте за своим ребенком, нельзя применять общий подход ко всем детям, особенно рассказывая о будущем, которое для детей младшего школьного возраста, на данном этапе их развития, является абстрактным.
Нельзя отрицать влияния микроклимата семьи на появление мотивации к обучению ребенка. Возможно, что существующие проблемы в детско-родительских отношениях или же непоследовательный стиль воспитания могут влиять на желание ребенка получать знания и ходить в школу [1].
Не будет лишним развивать у ребенка дисциплину, усидчивость, ответственность и мотивацию достижения. Посмотрите, чем интересуется ребенок, какие у него есть способности, чтобы занять его свободное время посещением секций, полезным трудом. Самое главное, не перегружать ребенка обилием увлечений, которые могут вызывать усталость и также привести к нежеланию учиться. Вполне возможно, что эти интересы не просто поднимут самооценку ребенка, но и расширят круг его общения.
В соответствии с особенностями подросткового возраста, причинами нежелания идти в школу могут быть:
- повышенная тревожность, страх в силу произошедшей негативной ситуации;
- неуверенность в себе;
- комплексы, касательно внешнего вида, из-за которых ребенок подвергается насмешкам;
- заниженная самооценка;
- апатия
Данное поведение чаще всего характерно именно для возраста 11-15 лет.
В любом случае, родители не должны упускать возможность поговорить с ребенком, а также с классным руководителем относительно положения в классе и наличия дружеских отношений с одноклассниками. Если у ребенка не получается, в силу личностных особенностей, либо неуверенности в себе, завоевать авторитет в классе, не стоит сразу переводить его в другую школу. Проблема может повториться, а подросток так и не освоит навыки успешного взаимодействия с другими людьми. Если возникла необходимость, найдите время обратиться за помощью к психологу, чтобы разобраться в сложившейся ситуации.
Автор публикации:
Елена Рафаиловна Кригер,
психолог отделения «Школа приемных родителей»
Используемая литература
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: «Совершенство», 1998.
- Система работы психолога с детьми разного возраста: практическое пособие.Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. — М.: Юрайт, 2016.
- Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В.- М.: Сфера, 2000.