Появление ребенка для многих семей является счастливым и желанным событием. Малыш приносит много радости и позитивных событий в семью. Однако, следует признать, что воспитание детей – дело непростое. И рано или поздно всем родителям приходится сталкиваться с проблемой наказания ребенка.
Наказание как воспитательная мера несет в себе множество функций.
- Во-первых, наказание дает ребенку возможность понять и почувствовать, что он совершил неправильный, с точки зрения взрослых, поступок, это помогает усвоить общественные и семейные нормы.
- Во-вторых, наказание показывает ребенку, что за неправильное поведение ему придется отвечать, оно воспитывает у ребенка чувство ответственности.
- В-третьих, наказание дает ребенку возможность исправить то, что он сделал неправильно и справиться с чувством вины, которое может у него возникнуть.
Важной дилеммой для родителей является вопрос применения к ребенку физического наказания, или, проще говоря, вопрос — бить или не бить ребенка. Существует несколько точек зрения по поводу физического воздействия на ребенка как меры наказания. Кто-то считает, что это допустимо в особых случаях, кто-то – что без физического наказания воспитать ребенка правильно невозможно, а третья точка зрения не допускает применения физических мер наказания к ребенку. Какая же из этих точек зрения правильная, и какое наказание выбирать родителям?
Для того, чтобы ответить на вопросы, поставленные выше, необходимо разобраться в самой сути физического наказания. Удар, будь то легкий шлепок «по попе», тычок в спину или значимый подзатыльник, — это ни что иное, как насилие. По своему определению, насилие – это намеренное нанесение вреда другому человеку. При этом отметим, что насилие является уголовным преступлением.
Любое насилие, в том числе, и как вариант наказания, имеет телесные, физические последствия и, в дополнение к этому, психологические. Страх, беспомощность, отчаяние, тревога, обида – вот небольшой список тех чувств, что испытывает ребенок, к которому применяют физическое насилие. Физическое наказание может стать причиной психической травмы ребенка, сказывающейся на всей его жизни.
В ряду последствий физического наказания стоит протест как ответная реакция ребенка, желание ребенка отомстить за боль: сделать не как «правильно», а наоборот. Наказывая ребенка насилием, родители показывают ему, что проблемы можно решать силой, и сильному дозволено всё. Насилие унижает и оскорбляет ребенка, формируя впоследствии взрослого человека с чувством неполноценности, неспособного к волевым поступкам и инициативе. Физическое наказание воспитывает жестокость в ребенке, формирует обиду и агрессию, которая может быть направлена на других людей и живых существ, в том числе, и на самих родителей.
Хочется заострить внимание на том, что силы родителей и детей неравны. Ребенок по отношению к родителям – беззащитен, он не может себя отстоять и дать сдачи. Применение насилия к тем, кто слабее, — признак слабости. Воспитывая насилием, родители ставят себя и ребенка в позицию охотника и загнанной жертвы. А разве таких отношений хотят в действительности родители со своими детьми?
Важно отметить, что ребенок – это отражение своих родителей. В поведении ребенка раскрывается всё то, что родители в него вкладывают. Показывая на своем примере возможность применения насилия в жизни, родители делают насилие частью жизни и личности своего ребенка.
Заменить насилие можно другими, более эффективными наказаниями: строгой беседой, ограничением времени игры, посильной трудовой деятельностью, временным запретом на какой-то важный для ребенка вид деятельности, развлечения и т.д.
Так бить или не бить ребенка? Ответ очевиден: насилию не место в семье. Эффективная замена насилию в арсенале методов воспитания есть всегда. Ведь наказывая ребенка за проступок, важно не причинить боль, а привести ребенка к пониманию того, что он совершил. Наказания призваны сформировать привычку поступать правильным образом и отвечать за последствия своих поступков.
Рекомендуемые источники:
- http://www.papaimama.ru/arts.php?art=nakazanie_rebenka
- http://www.semya-rastet.ru/razd/roditelskijj_gnev/
Автор публикации: Бенедюк Д. А., психолог отделения диагностики, консультирования и психологической практики