Репетитор в начальной школе или новые образовательные стандарты?

Современные мамы, ведущие своих детей в первый класс, из разных поколений. Среди них есть те, которые получали среднее образование еще в СССР, и те, которые оканчивали школу в постсоветский период, и те, которые уже успели сдать ЕГЭ и стать родителями.

В беседах с родителями младших школьников часто можно услышать следующее: «…с 3-4 класса учитель говорит, чтобы нанимали репетиторов»; «…у нас в классе половина детей занимается с репетиторами», «ребенок не понимает/не успевает/не усваивает…», «странные  задания детям, которые без помощи родителей они выполнить не могут». На одном из форумов были изложены наблюдения мамы, которая встретила следующее отношение педагога: «С первых дней я обратила внимание на совершенно пассивную позицию педагогов  по отношению к усвоению детьми предметного материала.  Позиция лицея была такова: вам надо, вы и учитесь. Причем, учитесь самостоятельно в прямом смысле слова».Картинки по запросу репетитор начальных классов

В чем причина того, что репетиторы «зашли» в начальную школу уже практически в массовом порядке?  Почему 20-30 лет назад дети в начальной школе учились хорошо, отстающих было крайне мало: 1-3 ребенка на весь класс? Что же  изменилось?

С 2011 года внедряется ФГОС начального общего образования.  Это объясняет основные различия в преподавании в школе. В советской школе основной задачей школы было формирование у детей знаний, умений, навыков (ЗУН). Учитель на уроке объясняет новый материал, учащийся узнает получает новые знания, учится решать примеры, использовать новое правило в написании, приобретает навык, пользуясь полученными знаниями и умениями в жизни.

По новым стандартам главное – не просто создать условия для получения новых знаний и умений. Задача учителя: научить детей учиться, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого ученика, научить детей применять, развивать эти знания и умения в урочное и внеурочное время. А это — самая основная проблема. Ведь есть ученики, которые действительно способны к такому обучению, а есть такие, которые просто не могут быть самостоятельными и активными.

В результате возникает та проблема, которая описана в начале статьи.

Какие могут быть варианты выхода из данной проблемы?

  1. Родителям на общешкольном родительском собрании или на классном собрании необходимо ставить вопрос об организации учебного процесса по новым стандартам, уточняя, что делать, если ребенок не понимает материал на уроке, каким образом ликвидировать пробелы в знаниях, если ребенок болел и пропустил новый материал.
  2. Каким образом в условиях нового образовательного стандарта происходит работа учителя, объясняет ли он новый материал, или урок проводится в рамках проблемного обучения, когда учащиеся сами находят проблему и решают ее. И как быть тем детям, которые не понимают  того, что должны были усвоить из нового материала.
  3. В случаях возникшего разногласия с классным учителем возможно обращение к администрации школы – завучу по начальному образованию для выяснения вопросов, которые возникают.

И помните, дорогие родители, кто владеет информацией – владеет миром. Не стесняйтесь выяснять то, что вас тревожит или интересует. Лучше выяснять возникающие вопросы в самом начале обучения ребенка, чем копить «груз проблем» и нанимать репетиторов… Ведь в этом случае ребенок практически переходит на коммерческое домашнее обучение.

Психологи детского телефона доверия готовы круглосуточно отвечать на ваши вопросы по телефону 8-800-2000-122.

Автор публикации:

Елена Евгеньевна Ускова,

психолог Кризисного центра