Рискованное поведение подростков

Одними из частых причин обращения на Детский телефон доверия от родителей  подростков является целый ряд сложностей, связанных с воспитанием и общением со своим ребенком. Одна из таких проблем — рискованное поведение.

Как правило, в психологии под этим термином подразумевается – активность, направленная на экспериментирование подростков со своими собственными возможностями, на освоение окружающего пространства  и понимание того, где его предел. Разумный конструктивный риск составляет ценный опыт,  неотъемлемую часть социализации, но есть и опасные стороны подростковых исследований. Деструктивное рискованное поведение подростков – это проявление искажения его социализации в виде системы поступков, которые противоречат социальным нормам, и, в результате, он может вольно или невольно причинить существенный вред своему психологическому и социальному благополучию. Разрушения затрагивают все сферы жизни подростка: здоровье, отношения с друзьями, в семье, социализация, употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ и т.д

Почему же подростки склонны к рискованному поведению?

Общение со сверстниками особенно важно в подростковом возрасте. Например, если в окружении курят, употребляют алкоголь и/или наркотики, то ребенок будет больше предрасположен  к такому поведению. Кроме того, некоторые подростки начинают курить из‑за давления сверстников, несмотря на то, что их семьи противники нездорового образа жизни.  Подростки разного пола начинают курить, исходя из неодинаковых побуждений. Например, доминирующим мотивом курения девочек является снижение веса, успокоение нервов, презентация своего нового имиджа. Мальчики хотят казаться взрослее, увереннее, независимее. А раннее употребление алкоголя чревато с совершением правонарушений. Таким образом, одно рискованное поведение зачастую может быть связано с другим.

Подростковый максимализм, незнание и отсутствие социального опыта, любопытство, желание попробовать все стороны «взрослой жизни», потребность принятия группой, влияние и давление сверстников, могут привести к  неконструктивному рискованному поведению: курению, употреблению алкоголя и/или психоактивных веществ, преступному поведению, преждевременному началу половой жизни.

 

Как родителям можно снизить риски такого деструктивного разрушающего поведения своего ребёнка?

Если родители осознают угрозу рискованного поведения и на это реагируют, то шанс помочь подростку, конечно, есть.

Чтобы ваш ребенок вам доверял и мог спокойно рассказать о своих трудностях, соблюдайте простые рекомендации:

  • Постарайтесь быть не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с бедой. Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к угрозам, крику, запугиванию. Это оттолкнёт подростка, заставит его замкнуться.
  • Оказывайте поддержку. «Мне не нравится, что ты сейчас делаешь, но я всё же люблю тебя» — вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен быть уверен, что бы с ним не произошло — он сможет с вами откровенно поговорить об этом.
  • Поощряйте интересы и увлечения подростка, которые должны стать альтернативой наркотикам, алкоголю, курению, интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе домой.
  • Чаще обнимайте вашего уже повзрослевшего ребёнка, ведь телесный контакт и выражение радости от присутствия важны для всех. Особенно для подростков.
  • Попробуйте удержаться от оценок: «Я просто хочу нормального сына» или «Как я устала возиться с твоими проблемами» или «Почему ты просто не можешь сделать все как надо?». Скажите вместо этого: «Я буду любить тебя, даже если ты не сдашь ЕГЭ на высший балл» и пр.

  • Не запрещайте ему делать то, что он любит. Порой подростки выбирают довольно странные занятия – скалолазание, катание на скейтах, паркур, рисование манги. Не все из этого кажется полезным родителям.
  • Если вы уверены, что его выбор опасен и может иметь негативные последствия, попробуйте обойтись без запретов. Предложите ему другой вид досуга – съездите с ним куда-нибудь, где вам обоим будет интересно, отправьте в какой-нибудь тематический лагерь.
  • Страх и напряжение ухудшают работу интеллекта. Вместо того, чтобы пугать ребенка фразами вроде «не сдашь ЕГЭ – пойдешь работать дворником», попробуйте помочь ему с изучением материала. Пройдите этот пусть вместе с ним. Порешайте задачки по математике, позубрите хотя бы некоторые билеты. Можно сравнить конспекты одной и той же лекции – ваши и его, или рефераты, написанные на одну и ту же тему.

 

И, наконец, стоит помнить, что сильнее всего на подростка будет действовать ваш личный пример. Подумайте о своём собственном отношении к некоторым веществам типа табака, алкоголя, лекарств. Разговаривайте с ним. По результатам последних исследований, родители разговаривают с подростками всего 9 минут в день – и то в формате претензий, просьб и запретов. Чаще всего дети не слышат от родителей ничего, кроме: «Возьми завтрак», «Оденься теплее», «Не забудь сделать математику», «Что за гадость ты ешь?» Остальные 23 часа 50 минут, как правило, подросток предоставлен учителям, одноклассникам, тренерам, телевизору и интернету.

Если вам трудно поговорить со своим ребенком на проблемные темы советуем разместить на видном месте в доме телефон доверия 8800200122. Тогда подросток в необходимый момент может найти ответы на свои вопросы. Или, если у вас, как родителя, возникнуть вопросы или проблемы в процессе воспитания вашего чада, также смело можете обращаться за квалифицированной психологической помощью в службу Детского телефона доверия.

 

Кризисный центр в рамках празднования Международного дня Детского телефона доверия приглашает к участию в социальной акции «ЛИНИЯ ДОВЕРИЯ». Акция включает проведение онлайн-флешмоба и онлайн-конкурса.

 

#доверяемвместе74
#детскийтд
#кризисныйцентр74

 

Не оставайтесь равнодушными —
присоединяйтесь к «ЛИНИИ ДОВЕРИЯ»!

Автор публикации — психолог Кризисного центра