«Самооценка, или какой я, и что обо мне думают другие»

   Развитие самосознания и его важнейшей стороны — самооценки — это сложный и длительный процесс, сопровождающийся целой гаммой специфических переживаний. Особенно сложно процесс формирования самооценки проходит в подростковом возрасте.

   Еще очень незрелые попытки анализа своих возможностей сопровождаются то взлетом самоуверенности, то, напротив, сомнениями в себе и колебаниями. Такого рода неуверенность в себе часто приводит подростков к ложным формам самоутверждения — бравированию, развязности, нарушению дисциплины исключительно с целью показать свою независимость.

   Часто самооценка оказывается у подростка внутренне противоречивой: сознательно он воспринимает себя, как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но эта подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр. Причину этих состояний подросток сам не понимает, но они находят свое выражение в его обидчивости, грубости, частых конфликтах с окружающими взрослыми.

   Помочь подросткам в формировании адекватной самооценки, показать влияние самооценки на процесс общения, снизить зависимость самооценки подростков от мнения других людей – такие задачи ставили перед собой психологи МАУ СО «Кризисный центр», работая с подростковой аудиторией  в июле нынешнего года. Ребятам из социально-реабилитационного центра Тракторозаводского района был предложен цикл занятий на семинаре-тренинге «Самооценка, или какой я, и что обо мне думают другие».

   Подростки определяли адекватность оценивания себя по «Шкале самооценки», учились видеть свои слабые и сильные стороны.

   Психологи объясняли подросткам, что у каждого человека должно быть свое устойчивое мнение о себе — базовая самооценка. Это отношение к себе, источником которого является сам человек. Оно не меняется сиюминутно под влиянием оценок окружающих людей. Желательно, чтобы базовая самооценка была позитивной: «Я — хороший». Тогда и на других людей у человека будет установка: «Вы — хорошие».

   Часто самооценка человека оказывается завышенной или заниженной. Прорабатывая упражнение «Мои сильные стороны», ребята «подправляли» свою самооценку в соответствии с реальными достижениями. В трудной жизненной ситуации нам помогает выстоять наша внутренняя опора: наши сильные стороны, привычки, интересные дела. Умение видеть свои хорошие качества помогает нам повысить самооценку.

   Нет сомнения, что образ жизни и воспитание накладывают свой отпечаток на особенности личности человека. Следует также отметить, что, чем старше ребенок, тем больше сказываются на нем результаты его индивидуального опыта. Нет, и не может быть ни одного подростка, который бы ни отличался от другого; личность каждого из них уникальна и неповторима. Каждый из нас, намеренно,  или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и, в итоге, вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которых зависит ощущение себя в этом мире: самочувствие и работоспособность, стиль взаимоотношений с людьми.

   Примечательно, что отношение к себе и отношение к другим людям влияют друг на друга, образуя замкнутый круг: самооценка — отношение к другим — самооценка. Человек, считающий себя хорошим, видит хорошее в других людях, хорошо к ним относится и в ответ получает такое же отношение, что повышает его мнение о себе и уверенность в своих силах. Точно так же человек с невысоким мнением о себе не видит ничего достойного в других людях, его подозрительность вызывает ответную настороженность, в очередной раз убеждая его в своей никчемности и неумелости.

   «Задача взрослых, — подводит итоги семинара психолог Елена Садырина, — помочь подростку в решении насущных проблем, попробовать взглянуть на мир глазами молодого поколения, попытаться понять «изнутри» поведение и чувства, которые отличают подростка. Всякий человек, а юный в особенности, нуждается в каких-то ориентирах, направляющих его деятельность. Полная независимость чревата тревожностью даже для взрослых. Указывая подростку возможные ориентиры в жизни, взрослый, помимо всего прочего, еще и демонстрирует ему, что кто-то о нем заботится. Наконец, все эти меры взаимодействия взрослых и самих подростков помогут ребятам повысить самооценку, что более благоприятно скажется на их развитии».