Сексуальное насилие – есть ли помощь?

DSC_0080aКак выявлять опасные ситуации?

Каковы признаки жестокого обращения?

Что делать, если вы замечаете эти признаки?

 

   Проблема сексуального насилия включает в себя 2 формы жестокого обращения: физическое и психологическое.

   Любая форма жестокого обращения (прикосновения, ласки, эксгибиционизм, порнография, попытка изнасилования, изнасилование и т.д.), любое посягательство не безобидно и может повлечь за собой серьезные последствия, каков бы ни был возраст жертвы.

   Насилие, которому дети подвергались в раннем детстве или подростковом возрасте, может вызвать у них такие серьезные нарушения, как:

— депрессия;

— самоубийство, попытка самоубийства;

— нанесение себе увечий;

— серьезные задержки психомоторного развития;

— булимия, анорексия;

— нездоровое сексуальное поведение, которое может привести к проституции;

— наркомания, алкоголизм, бегство из дома;

— поведение на грани риска;

— крайняя агрессивность;

— поведение сексуального насильника.

   Последствия для жертвы будут еще более серьезными, если сам факт насилия не был принят во внимание, а насильник не был наказан.

vetkovski_raion_children_baby_large

   Предотвратить насилие означает не только обучение детей умению предвосхищать опасные ситуации, защищаться и быть защищенными, но и предоставление им возможности высказаться, если они подвергаются насилию, до того, как их тайна или продолжительный характер насилия приведут к тяжелым психологическим и эмоциональным нарушениям. «Обет молчания», сопутствующий жестокому обращению, лишает ребенка возможности высказаться. Но даже если жертва не говорит, то она подает знаки, различающиеся в зависимости от возраста.

   У маленьких детей:

— нездоровое сексуальное поведение;

— рисунки, носящие эротический характер (или, наоборот, совсем не эротические рисунки);

— агрессивность;

— необъяснимая смена настроения, характера — «его совсем не узнать» (молчаливый, ищущий одиночества, очень возбужденный, грустный…);

— боязливость, робость;

— эмоциональный голод;

— отставание в психомоторном развитии, не объяснимые нарушения;

— ухудшение успеваемости, неоправданные трудности в учебе;

— прогулы занятий;

— энкопрез;

— рвота;

— нарушения сна.

    У подростков:

— нарушения пищеварения: булимия, анорексия;

— прогулы школьных занятий;

— депрессии, попытки самоубийства, нанесение себе увечий;

— чересчур эротизированное поведение;

— потеря сознания, недомогание, молчаливость, замкнутость, цинизм, провокативность, агрессивность и др.

   При обнаружении таких признаков очень важно, чтобы взрослый, который их заметил, не держал бы это в себе, а поделился бы этой информацией со специалистами, психологами.

   Взрослый должен уметь выслушать ребенка, не трактуя ситуацию по-своему: он получает информацию и передает ее специалисту, который анализирует ее и принимает необходимые меры при участии социальных, полицейских и судебных структур. Взрослый должен непременно сказать, что понимает трудности ребенка, но не может скрывать эту информацию. Он также должен пойти вместе с ребенком к соответствующему специалисту. Взрослому не следует решать, что из сказанного соответствует действительности, а что нет. Даже если слова подростка кажутся нам необоснованными, они со всей очевидностью скрывают какую-то проблему. И в том и другом случае нужно уметь услышать то, что хочет сказать ребенок.

   Прояснение ситуации не входит в обязанности взрослого, с которым ребенок поделился своей проблемой. Этим могут заниматься только социальные дознаватели или представители правосудия. В случаях жестокого обращения всегда происходит смешение ролей (ребенок выступает в роли «родителя» или «взрослого» в случае инцеста, ребенок не оправдывает ожидания родителей, родители не выполняют свою роль или перекладывают ее на других лиц — старшие дети, школа, бабушки-дедушки). Вот почему при работе с такими ситуациями очень важно, чтобы каждый был на своем месте.

   Процедура передачи информации о случаях насилия направлена на защиту детей, а не на наказание агрессора; это обязанность каждого гражданина. Главное — напоминать о роли закона, способствовать усилению бдительности и поощрять готовность к диалогу, причем требуется в основном умение слушать.

 

Олеся Сухорукова  

— психолог отделения консультирования,

диагностики и психологической практики