Как выявлять опасные ситуации?
Каковы признаки жестокого обращения?
Что делать, если вы замечаете эти признаки?
Проблема сексуального насилия включает в себя 2 формы жестокого обращения: физическое и психологическое.
Любая форма жестокого обращения (прикосновения, ласки, эксгибиционизм, порнография, попытка изнасилования, изнасилование и т.д.), любое посягательство не безобидно и может повлечь за собой серьезные последствия, каков бы ни был возраст жертвы.
Насилие, которому дети подвергались в раннем детстве или подростковом возрасте, может вызвать у них такие серьезные нарушения, как:
— депрессия;
— самоубийство, попытка самоубийства;
— нанесение себе увечий;
— серьезные задержки психомоторного развития;
— булимия, анорексия;
— нездоровое сексуальное поведение, которое может привести к проституции;
— наркомания, алкоголизм, бегство из дома;
— поведение на грани риска;
— крайняя агрессивность;
— поведение сексуального насильника.
Последствия для жертвы будут еще более серьезными, если сам факт насилия не был принят во внимание, а насильник не был наказан.
Предотвратить насилие означает не только обучение детей умению предвосхищать опасные ситуации, защищаться и быть защищенными, но и предоставление им возможности высказаться, если они подвергаются насилию, до того, как их тайна или продолжительный характер насилия приведут к тяжелым психологическим и эмоциональным нарушениям. «Обет молчания», сопутствующий жестокому обращению, лишает ребенка возможности высказаться. Но даже если жертва не говорит, то она подает знаки, различающиеся в зависимости от возраста.
У маленьких детей:
— нездоровое сексуальное поведение;
— рисунки, носящие эротический характер (или, наоборот, совсем не эротические рисунки);
— агрессивность;
— необъяснимая смена настроения, характера — «его совсем не узнать» (молчаливый, ищущий одиночества, очень возбужденный, грустный…);
— боязливость, робость;
— эмоциональный голод;
— отставание в психомоторном развитии, не объяснимые нарушения;
— ухудшение успеваемости, неоправданные трудности в учебе;
— прогулы занятий;
— энкопрез;
— рвота;
— нарушения сна.
У подростков:
— нарушения пищеварения: булимия, анорексия;
— прогулы школьных занятий;
— депрессии, попытки самоубийства, нанесение себе увечий;
— чересчур эротизированное поведение;
— потеря сознания, недомогание, молчаливость, замкнутость, цинизм, провокативность, агрессивность и др.
При обнаружении таких признаков очень важно, чтобы взрослый, который их заметил, не держал бы это в себе, а поделился бы этой информацией со специалистами, психологами.
Взрослый должен уметь выслушать ребенка, не трактуя ситуацию по-своему: он получает информацию и передает ее специалисту, который анализирует ее и принимает необходимые меры при участии социальных, полицейских и судебных структур. Взрослый должен непременно сказать, что понимает трудности ребенка, но не может скрывать эту информацию. Он также должен пойти вместе с ребенком к соответствующему специалисту. Взрослому не следует решать, что из сказанного соответствует действительности, а что нет. Даже если слова подростка кажутся нам необоснованными, они со всей очевидностью скрывают какую-то проблему. И в том и другом случае нужно уметь услышать то, что хочет сказать ребенок.
Прояснение ситуации не входит в обязанности взрослого, с которым ребенок поделился своей проблемой. Этим могут заниматься только социальные дознаватели или представители правосудия. В случаях жестокого обращения всегда происходит смешение ролей (ребенок выступает в роли «родителя» или «взрослого» в случае инцеста, ребенок не оправдывает ожидания родителей, родители не выполняют свою роль или перекладывают ее на других лиц — старшие дети, школа, бабушки-дедушки). Вот почему при работе с такими ситуациями очень важно, чтобы каждый был на своем месте.
Процедура передачи информации о случаях насилия направлена на защиту детей, а не на наказание агрессора; это обязанность каждого гражданина. Главное — напоминать о роли закона, способствовать усилению бдительности и поощрять готовность к диалогу, причем требуется в основном умение слушать.
Олеся Сухорукова
— психолог отделения консультирования,
диагностики и психологической практики