Семья в зеркале времени

Автор: Валеева А.В.,

социолог отделения организационно-методической работы

      В апреле 2015 Всероссийский центр исследования общественного мнения 9eed12f12b(ВЦИОМ) опубликовал данные социологического опроса о том, что побуждает людей вступить в брак, создавать семью. По результатам данного исследования выяснилось, что 60% создают семью, чтобы «были дети, продолжался род», 43% – «чтобы рядом был человек, который тебя поймет», 38% – чтобы был «уютный дом, благоустроенный быт»[1]. Были и другие варианты ответов, однако, в данном случае важно понимание того, что для каждого из нас семья воспринимается по-разному: для одних семья ­– способ продолжения рода, для других – поддержка близкого человека, для третьих – уют, быт. Это варианты представления о семье современного человека.

          Не задумывались ли Вы над тем, какой семья была раньше, на Руси, в Российской империи? Десятки, сотни, а может быть, тысячи лет назад? Было ли место пониманию домашнего уюта, например, в крестьянской семье? Как влияли на семью социально-экономические, политические уклады общества? Руководствуясь интересом к данным вопросам, а также выражением «Не зная прошлого, не построишь будущего», предлагаю читателю ознакомиться с кратким историческим дискурсом и провести пару мысленных экспериментов.

       Итак, представим себе среднестатистическую современную женщину средних лет в крестьянской семье. Что вообще  представляет из себя крестьянская семья? Начнем с того, что русская крестьянская была большой по численности и, как правило, включала три поколения. Главным в такой семье был обычно самый опытный и старший по возрасту мужчина – большак. Название говорит само за себя, так как большак контролировал все стороны жизни семьи: распоряжался трудом членов семьи, разбирал внутрисемейные споры, платил налоги и т.д. Отношение родителей к детям было далеко от идеала для современного человека. Как отмечал этнограф П.С. Ефименок, «детей воспитывают нерадиво, неправильно, невежественно и грубо. Ухода большого за ними нет. Детей очень рано, с 8 лет заставляют работать» [2].крестьяне

       Но какая роль досталась бы той женщине, которую мы мысленно перенесли в эту семью? В крестьянской семье женщина стояла на заднем плане, не имела права голоса, должна была беспрекословно слушаться во всем мужа. Сам Максим Горький лично наблюдал, что бывало, если жена изменяла мужу: «Женщин обнажают, мажут дегтем, осыпают куриными перьями и так водят по улице, в летнее время мажут патокой и привязывают к дереву на съедение насекомым»[2].

        Думаю, что этой женщине, привыкшей к равенству полов, экономической независимости и прочим признакам демократического общества, этот эксперимент понравился едва бы. Однако, не могу не отметить, что для этого времени данная форма семьи была вполне приемлема. Авторитаризм позволял заботиться о пожилых, обеспечивал высокую эффективность труда всех членов семьи.

        Теперь представим себе обычного современного мальчика 6-7 лет, заберем у него все гаджеты , и мысленно перенесем во времена правления Петра I Великого в дворянскую семью. В этой семье «нашего мальчика» будут считать маленьким взрослым. Уход за ним доверят няне. Обучение и воспитание будет, прежде всего, нацелено на служение Отечеству. В мальчике будут взращивать умение приказывать и повиноваться. При этом ребенка будут воспитывать не «ломая волю», а посредством убеждения и личного примера.дворяне«Нашему» мальчику повезло, так как в этой семье телесные наказания не приветствуются. Он также может присутствовать и принимать участие в разговорах взрослых, как, например, маленький Александр Сергеевич Пушкин, часто бывавший в кругу друзей своего отца. Что-то, конечно, для современного ребенка в дворянской семье в диковинку, но все же в ней уже проявляются черты современной семьи.

         В начале XX века в России происходят серьезные изменения: свержение царя, приход к власти большевиков, бурное развитие промышленной индустрии. «Ячейка общества» также претерпевает изменения. За нехваткой рабочей силы женщина вынуждена работать, поэтому появляется потребность в дошкольных учреждениях – так появляются детские сады. У женщины появляется собственный заработок, она становится экономически независимой от мужа. Браки в это время становятся расторжимыми. Семья теперь строится на других принципах: единобрачие (т.е. у мужчины одна жена, у женщины один муж), равноправие супругов в отношении к имуществу и во взаимоотношениях в семье. Принципы эти закреплялись юридически. В 1918 году были приняты декреты «О введении равной оплаты за равный труд женщин и мужчин», «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Социологические исследования свидетельствуют о том, что в 1960-70 гг. начинают преобладать советская семьясемьи, в которых супруги равны. В это же время происходят серьезные сдвиги в отношениях родителей и детей. С младенчества в ребенке начинают признавать личность, отношения в семье демократизируются, дети имеют и обязанности, и права, имеют голос, с которым родители считаются. Родители превращаются в товарищей, старших друзей своих детей. Многие родители сознательно отказались от физических наказаний, чтобы не развить в детях комплекса неполноценности, чувства страха. Таким образом, знание особенностей русской семьи в разные исторические периоды позволяет нам сделать вывод о том, что семья становится более «демократичной».

       Семья и сегодня трансформируется, имеет много интересных моментов, проявляются разные ее формы, но размышления над этим являются темой уже для другой статьи. Остается только добавить, что обращаться к прошлому интересно и важно. Прошлое всегда оставляет отпечаток: «Загляните в себя,  своих близких, друзей, и вы увидите: в массе своей мы несем в себе отметину вечевых собраний и вольницы Киевской эпохи, следы татарщины и крепостничества, отпечаток сталинщины и периода застоя. Разве избавились мы от наивного монархизма и от наивного оптимизма, от фатализма и веры в то, что, авось, все само собой устроится…»[3].

 Список использованной литературы:

1. http://www.wciom.ru Официальный сайт ВЦИОМа.

2. Психология семьи. Б.Н.Миронов «Семья: нужно ли оглядываться в прошлое?»- М.: Издательский Дом «Бахрах-М», 2007. — 216с.

3. Рязанов А. Дворянская семья на рубеже XVIII – XIX веков// Материалы по истории вологодского дворянства. – Вологда, 2001.