У мозга две основные функции: анализ и синтез. Мы анализируем ситуацию и прогнозируем опасность. Страх — это прогноз опасности. Он необходим, он помогает выжить. Это древняя человеческая эмоция, связанная с инстинктом самосохранения.
Когда мы воспринимаем окружающий мир, мы создаём модель этого мира, или образ мира. И в этом образе мира обязательно есть место, где нахожусь я. Чем больше наше представление о модели мира не соответствует с реальным положением вещей, тем больше мы испытываем внутреннее напряжение, возникает ощущение опасности и страхи. В каждом возрасте есть свои особенности, которые влияют на поведение и мировоззрение людей, а детские представления о мире только формируются.
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности. Поэтому поступление в школу вносит важнейшие изменения в нашу жизнь и жизнь ребёнка. Основной, ведущей деятельностью, становится учение, важнейшей обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка. Очень часто наши (родительские) притязания не совпадают с развитием ребенка, с его реальными психологическими возможностями. В этом случае внутриличностные проблемы ребенка обостряются.
В период учёбы ребёнок проводит в школе большую часть своего времени. Там он выполняет возложенные на него обязанности, реализует или откладывает на потом свои желания, находится на виду учителей и других учащихся. Необходимо учитывать, что в школьном возрасте волевые качества находятся на стадии формирования, поэтому сопротивляемость стрессогенным факторам низкая. Это проявляется в повышенной тревожности, страхах, эмоциональных реакциях, которые могут не соответствовать ситуации. Например, общении с учителями (особенно у доски), с одноклассниками и более старшими школьниками. Возможность самореализации ребёнка может быть снижена или не соответствовать предъявляемым требованиям учителей и правилам школы или негласным правилам учеников.
Чтобы приспособиться к тем условиям, которые нам диктует общество, мы используем разные психологические защиты. Самая распространённая – это умение соответствовать ожиданиям. Таким образом, люди друг друга лучше понимают. Это позволяет эффективнее взаимодействовать. Разные ситуации подразумевают определённые сценарии взаимодействия (определённые роли). Поэтому дома или с друзьями ведём себя не так как с начальством или с подчинёнными на работе.
Роль – это определённый паттерн (образец, шаблон, система) поведения. Роль школьника включает в себя другие роли, которые называются одинаково, но могут выглядеть по-разному (роль слушателя, ответчика, друга, успешного или неуспешного ученика или хулигана).
Роли бывают хорошие и плохие. В каждой роли есть свои должностные обязанности. Роль хорошая — делать то, что должен (что положено). Но роль надо наработать. А ребёнку, который пошёл в школу, нужно срочно стать хорошим.
Вспомните, что делали большинство из нас, когда учились в школе? Мы начинали приспосабливаться к новым требованиям, которые нам стали предъявлять в школе и дома. Но недостаток жизненного опыта сказывался на результате. Плохим быть никто не хочет, так как плохое поведение подразумевает наказание. Поэтому дети (и взрослые тоже, потому что дети этому учатся у нас), чтобы обезопасить себя, прибегают к такой уловке как искажение информации (ложь). Вначале это не получается, со временем совершенствуется. Искажая информацию, мы показываем, что мы не плохие, а хорошие. Другая возможность избежать или смягчить наказание – это сбор недостатков окружающих, что позволяет нам самооправдаться (поэтому мы так часто сравниваем себя с другими, чтобы доказать себе, что мы лучше, или, во всяком случае, не хуже). Используя эти психологические защиты, дети рассчитывают избежать психоэмоционального напряжения, вызванного страхом пережить стресс и сохранить своё психическое здоровье.
Есть мнение, что всё начинается с семьи. С детства ребёнок зависим от матери. Он учится ей угождать и, если начинает вредничать (не соответствовать ожиданиям матери), в отношении него применяется «система штрафов». Поэтому один из основных страхов у детей, которые в дальнейшем вырастают в взрослых, но остаются с этим страхом — страх несоответствия.
Если принять во внимание, что ребёнок является отражением родителей, то можно сделать вывод, что самопонимание себя позволяет понять и принять собственного ребёнка. Делиться своим опытом преодоления трудностей, с которыми сталкивались в школьном возрасте, оставляя право выбора за ребёнком, показывать на примерах к каким последствиям могут привести те или иные действия гораздо продуктивнее, чем порицать и читать морали, а, тем более, сравнивать с другими, более успешными детьми.
Рассматривая причины возникновения школьных страхов встаёт вопрос: «Нужно ли с ними бороться»? «Как вообще можно с этим бороться»? В таких случаях рекомендуется не бороться (борьба может только усугубить положение), а развивать те качества, которые не в полной мере сформированы. Для этого необходимо понимать, что в любом ребёнке закладывается 50% генетической информации от отца и 50% от матери. Другими словами, умственные способности, темперамент передаются по наследству. Вспомните себя в школе, каким(ой) вы были? Какие предметы вам давались легче, какие труднее? Как на ваши поступки реагировали родители, учителя, одноклассники? Что вы при этом чувствовали? Какие усилия предпринимали и к какому результату это приводило?
Положительный опыт преодоления проблемных ситуаций, поддержка семьи позволяют ребёнку развивать и поддерживать уверенность в себе и не страшиться возникающих в жизни трудностей.
Автор публикации — Антонов Владимир, психолог Кризисного центра