Словесный суд: критика без вреда для здоровья.

Нередко родители прибегают к критике в отношении своих детей. Однако не многие замечают то, что они говорят, как они говорят, и для чего они это говорят.

Наверняка родитель делает это из благих намерений, желая того, чтобы его ребенок был образованным и воспитанным, разносторонне развитым. Какой бы мотив или цель не преследовал взрослый, важно иметь представление о «конструктивной критике», способах выражения и ее уместности.

Смысл благоприятной критики заключается в продуманном и уважительном, доброжелательном высказывании о поступках, действиях или словах, мыслях человека другим. Ее необходимость в том, что она способствует развитию, получению новых знаний и навыков, опыта. Следовательно, желая ребенку самого лучшего, родителю необходимо лишь ознакомиться с правилами эффективной критики, которые поспособствуют росту и развитию несовершеннолетнего.

Чтобы критика помогала, а не вредила:

  1. Выберете спокойный тон. Вероятно, накричав на ребенка, вам станет легче. Однако сказанное не будет воспринято им, потому что криком вы вызовете у него защитный механизм: ступор, плач или смех, ответный крик.
  2. Без оскорблений. «Ту*ой, ду*ак» и т.п. лишь усилят злость и ненависть ребенка в отношении вас. А постоянные оскорбления в свой адрес заставят несовершеннолетнего убедиться в том, что он такой на самом деле.
  3. Сосредоточьтесь на поведении. Зачастую критика затрагивает и личность ребенка, так как родитель склонен использовать такие фразы как: «у тебя руки откуда растут?» или «ты что? слепой?». Это заставляет ребенка задумать о том, а настолько ли он любим родителями. Критика должна затрагивать только действие. Ведь ребенок хороший, а вот поступок может быть хорошим или плохим.
  4. Без лишних ушей. Желательно высказывать критику в отсутствии посторонних людей. В противном случае подвергая критику огласке, вы можете унизить ребенка, что побудит его закрыться в себе либо проявить негатив.
  5. Будьте конкретны, используя принцип «здесь и сейчас». Родители нередко прибегают к обобщению — «Ты как всегда! Как обычно…», и частенько возвращаются к прошлым неудачам ребенка, припоминая это каждый раз. Это создает впечатление, что он «ненормальный, не такой как все», а, следовательно, он «плохой и нелюбим».
  6. Альтернатива. Критикуя поведение или действие ребенка, родителю необходимо озвучить способы иного поступка. То есть другие варианты решения ситуации, и вместе с ребенком выбрать наиболее эффективный.

Помните, что и в критике должна быть мера. Важно не переусердствовать с ней и знать, что хвалить ребенка тоже нужно.  А главное — всегда подчеркивать, что вы любите его.

Автор публикации — Эльза Биксеитова, психолог Кризисного центра г. Челябинска