Снова два!? Не беда…

Урок. Волнительное ожидание… Голос учителя… Два… От состояния шока до безысходности/обреченности. От волнения до злости, обиды и страха.

В жизни каждого взрослого наверняка была история о том, как он получил неудовлетворительную оценку. Для кого-то это могла быть двойка, тройка или даже четверка. Большинству было стыдно и некомфортно, обидно и грустно, меньшинству все равно. Но практически у каждого ребенка возникала мысль: «Как рассказать родителям?», Потому что… Что могло повлиять на это «потому что»? Почему «пять» вызывала радость, а «два» зачастую слезы и обиду?

Проанализировав ситуации, в первую очередь можно выделить важность эмоциональной реакции взрослых на оценку. Будь то учитель или родитель. Начиная от неловкости и стыда в классе, когда учитель озвучивает оценку, до страха перед неопределенностью — каким образом рассказать домочадцам. И знание или незнание — что тебе за это будет. А дома, помимо того, что ты уже испытал практически весь спектр эмоций и чувств в школе, тебя ждет продолжение, но какое?.. На ребенка могут накричать, поставить в угол, лишить чего-то на неопределенный срок, сравнить с кем-то… Либо объяснить, что оценка ничего не значит, встав на защиту ребенка, обвинив учителей и одноклассников… Или у некоторых родителей есть предположение, если ребенок получил неудовлетворительную оценку, значит он(она) плохо справляется с родительской ролью, начинает беспокоиться за будущее ребенка, испытывает безысходность и  грусть или злость от неоправданных надежд: « Что обо мне подумают?», «Кем он вырастет-то? Дворником?», «Если не я, то давно бы скатился», «Я в него вкладываюсь, одежду покупаю, кормлю, а он снова получил два».

А теперь запоминаем!

Чтобы двойка не стала катастрофой для ребенка родителям необходимо:

  1. Спокойствие. Да-да. Вам предстоит пережить волну негативных эмоций и чувств самостоятельно. Нужно время? Возьмите паузу. И только потом начинайте разговор с ребенком.
  2. Сочувствие. Можно предложить ребенку помощь или поддержку. Выразите понимание того, что он чувствует (наверняка и у вас был подобный случай).
  3. Выяснение причин. Важно! Это поспособствует разрешению проблемы в получении оценки. Узнайте, в чем дело. Может быть, ребенок не понял тему или получил за поведение, забыл информацию или не хватило времени рассказать.
  4. Способы выхода из ситуации. После выяснения причин, можно обговорить с ребенком — каким образом можно улучшить оценку. Возможно, обойдется вашей помощью. Или стоит обратиться к репетитору…
  5. Возможность исправления. Определите совместно с ребенком срок исправления оценки. Если ребенок получил ее случайно, то, вероятно, он справится самостоятельно и быстро.

Главное – это понять и постараться донести до ребенка, что успехи в школе не связаны с его личностью. То есть вы любите его и принимаете вне зависимости от оценки. Научиться, дорогие родители, реагировать спокойно и конструктивно.

 Если вы видите, что все равно что-то мешает вам в преодолении неконструктивной реакции на оценку, то можете обратиться за помощью к специалистам МКУ СО «Кризисного центра»  и записаться на консультацию.

Автор публикации — Биксеитова Эльза, психолог
МКУ СО «Кризисный центр»