Автор: психолог отделения
«Школа приемных родителей»
Наталия Ивановна Барашкова
Мы не будем подробно останавливаться на роли игры в жизни взрослых людей, в этой публикации мы прикоснёмся к теме игры в формате наблюдения за детьми.
Игра сопровождает нас на протяжении всей жизни. Потребность в игре заложена в человеке генетически, как способность ходить, говорить или видеть. Игра позволяет нам эффективнее работать и получать от жизни гораздо больше удовольствия. Игра повышает нашу открытость переменам, улучшает нашу способность учиться. Так что прежде чем утверждать, что игра — это не серьезно, подумайте, что игра не означает легкомыслие — это то, что дано нам природой.
«Человек Играющий» -так определил наш вид знаменитый исследователь игры Йохан Хейзинга.
Задолго до того, как человек стал Homo sapiens и Homo faber, он уже был Homo ludens — «Человеком играющим». И до того, как человек вообще стал человеком, он уже играл. Игра развивалась и эволюционировала вместе с нашими предками, поскольку она давала преимущества в борьбе за существование. «Если бы игра не была столь важна, она бы не развилась в столь сложные формы», — замечает биолог-эволюционист Марк Бекофф.
«Что наша жизнь? – Игра!» — задумайтесь, как много в этой фразе истины. Мы играем в разные игры: игра «я обиделась, и ты должен просить у меня прощения, а я не должна тебя слишком быстро прощать» или «кто тут главный» или
«прикинусь, что ничего не понимаю» — игр великое множество. Об этом очень подробно пишет, основываясь на многолетних исследованиях, американский психолог и психиатр Эрик Берн в своих книгах: «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры». Написаны они на вполне доступном для широкого круга читателей языке. Если вас заинтересовала тема игры, как определяющего поведения в вашей жизни – рекомендую к прочтению.
Зададимся вопросом, во что играет ваш ребёнок? Какой сценарий он чаще всего отыгрывает в своих играх? Понаблюдайте, возможно, он кого-то всегда спасает или наоборот, уничтожает. Как это происходит? Что общего во всех сюжетах? Как это может быть связано с недавними или текущими событиями в жизни вашего ребёнка? В моей практике был случай, когда ребёнок организовывал целые армии в поход к врагу за освобождением заложников, при этом никто из врагов не убивался, а лишь усыплялся или брался в плен. Зная историю этого ребёнка, была понятна закономерность между его заблокированной агрессией и энурезом. Или такой игровой сюжет: девочка после серьёзной ссоры родителей с разъездами по разным квартирам и последующим примирением и воссоединением, начала отыгрывать историю с принцессой, которая спасла короля и королеву (родители), когда рухнул их замок, а сама умерла. Смерть в данном случае рассматривается как трансформация – ребёнок изменился, стал взрослее. Как это часто и бывает при разводах, девочка взяла на себя ответственность за союз родителей. Как вы считаете, это посильная ноша для психики пятилетнего ребёнка?
Играя, ребёнок перекладывает своё внутреннее психологическое поле на поле игры. Это очень терапевтично, по-простому выражаясь, полезно!
Обратите внимание на то, какие сказки нравятся вашему ребёнку? Какую историю он просит перечитать ему снова и снова? Какой герой вызывает у него повышенный интерес? Что за образ у этого героя? Характер? Какие истории придумывает ваш ребёнок сам? Что за сюжет? Если ребёнок не играет, не любит сказки, а лишь смотрит мультфильмы, ничего хорошего в этом нет. Вспомните, что роль игры – отыграть, помочь психике вашего ребёнка освободиться от ненужного. Но принцип анализа тут тот же: какой мультфильм «заезжен до дыр», что там за история, что за герой вызывает у ребёнка особое внимание? Это как-то связано с реальными событиями в жизни вашего ребёнка?
Понаблюдайте, какие события в жизни детей связаны с внутрисемейными моментами. Порой в игре можно увидеть то, что происходит за пределами дома и что не было рассказано маме с папой по каким-либо причинам, но требует вмешательства взрослого или, как минимум, родительского наблюдения и контроля ситуации.
Как психолог, я не хочу сказать, что вы обязательно найдёте какую-то трагедию в процессе наблюдения за игрой ребёнка. Дети играют и когда счастливы. Не сгущайте краски в поисках скрытого смысла в безобидных вещах. Но если что-то покажется вам однозначно тревожным в сюжетах детской игры, не оставляйте своего ребёнка наедине с этим. Поговорите, проясните его страхи и волнения, которые он отражает в игре, присоединитесь и поддержите ребёнка.
Желаю Вам и Вашим детям выйти победителями из любой игры!