Автор статьи: Букреева Любовь Александровна,
психолог отделения диагностики,
консультирования и психологической практики»
«Когда же он возьмется за ум?»
(для родителей школьников)
Наступил сентябрь… пора вспомнить про школу, не только детям, но и родителям. А ведь зачастую, родители беспокоятся о школе, куда больше самих учеников…
Большинство родителей испытывают тревогу за своих детей, особенно в вопросах обучения. И чем ответственнее родитель, тем больше переживаний за ребёнка. Тревога зачастую транслируется детям в виде претензий, упрёков и критики. В этой ситуации легко понять чувства родителя – он не находит себе места, наблюдая за тем, как его чадо распоряжается своим временем, и желает видеть в ребёнке лучшие черты и проявления, гордиться им.
Но как в погоне за дисциплиной и стремлением к учёбе не отбить у ребёнка интерес к знаниям и не оттолкнуть от себя? Этот вопрос беспокоит многих, особенно тех, кто уже познал последствия привычного многим способа воспитания.
Давайте поговорим о возможных причинах сложностей в вопросах воспитания ребенка для того, чтобы увидеть ситуацию более широко и разобраться в ней.
Почему порой так сложно удержаться от давления на ребёнка?
Высокие ожидания к себе
Зачастую, люди, предъявляющие высокие ожидания к себе, воспринимая детей как продолжение себя, стремятся выдвинуть к ним жёсткие требования, чтобы дети, в свою очередь, оправдали хоть какую-то долю ожиданий и продвинулись в дальнейшем в карьере и личном развитии.
Свой опыт детства и юности
Многих родителей пугает перспектива повторения ребёнком собственных ошибок. Помня все неудачи и эксперименты своей юности и подросткового возраста, большинство родителей не пожелали бы своему ребёнку пройти подобный путь.
Личностная самореализация
Случается так, что профессиональная карьера родителей не оправдала ожиданий, или же родитель выбрал «не свою» профессию, а теперь, живя от выходных до выходных и ожидая их, как глоток свежего воздуха, верит, что родительский долг – уберечь от подобной профессиональной участи своего ребёнка.
Высокий уровень тревоги
Тревожный синдром родительства, особенно это затрагивает матерей, зачастую склонных беспокоиться о многом в жизни «наперёд». Так, в случае получения пятиклассником двойки, в воображении уже «рисуется» его неудавшаяся карьера в далёком будущем.
Убеждение «цель жизни — в детях»
В нашей стране большое количество детоцентрированных семей, в сравнении с другими странами. К тому есть множество предпосылок, как исторических, так и религиозных. Детоцентрированная семья – это семья, где самой главной ценностью являются дети, большинство задач выполняется для детей или ради детей, и их воспитание – основная миссия семьи. В таких семьях очень часто супруги сохраняют брак лишь потому, что считают, что так лучше для детей. При таком мировоззрении есть определённые последствия, как для семьи, так и для ребёнка. Ведь дети в этих семьях зачастую – объект вложений и ожиданий, а ребёнку, в которого без устали вкладывают время и деньги и от которого с не меньшим энтузиазмом ждут итогового продукта – отдачи, приходится непросто. Здесь часто встречается и гиперопека, и нарушение личных границ ребёнка.
Почему контроль, упреки и наставления не работают?
Психика человека устроена так, что укладывает различную информацию с помощью ассоциаций. Так например, человек с детства учится разбираться «что хорошо, а что плохо», «что приятно, а чего следует избегать».
Эмоциональная составляющая опыта – это наиболее важная информация для психики ребенка. Ей совершенно безразлично, когда папа говорит: «Важно знать физику», а мама прививает любовь к русскому языку, если эти занятия ассоциируются с давлением, контролем, негативными эмоциями.
Так же очень важен практический опыт, который состоит из прожитого (того, что попробовано), а так же частично из родительского опыта, благодаря тесному общению и значительной части совместной жизни.
Если ребёнок жил в родительской любви, достатке и порядке – он будет сам стремиться к этому, а способы достижения будущих жизненных удач будут заложены в его раннем, детском опыте. Они могут быть связаны с интересом к профессии, или же наоборот с «трудоголизмом», которые проявляют его родители, или даже с привычкой к потребительству, пользоваться «уже готовым».
Если ребёнок жил в малообеспеченной семье, или его не приучили к порядку своим примером родители – это не говорит о том, что он не сможет добиться большего. Вполне может быть, что ребёнка в будущем будет продвигать мотив избегания предыдущего семейного опыта. Но всё же, условия жизни в детстве, будут создавать для него представления о норме жизни. Не родительские слова, не нравоучения учителей, а именно опыт.
Если это не работает, тогда что мне делать?
Что же тогда способно повлиять на ребёнка? Что может помочь в его становлении как личности, развитии и положительном общении с родителями?
Только принятие ребёнка со всеми его особенностями, неуклюжими привычками, загадочными для вас проявлениями, способно вновь вернуть вам все краски и счастье родительства, а вашему ребёнку эмоциональный контакт с родителями, в котором он нуждается.
Искреннее любопытство к интересам ребёнка, даже к тем, которые вы находите странными. Когда вы перестанете навязывать свои интересы ребенку или те, которые вы считаете более подходящим для него, ему откроется возможность реализовать свои собственные интересы, а там вашей главной задачей станет поддержать инициативу вашего ребёнка, хвалить его за старания и быть чуть терпимее к его промахам.
Любые ошибки ребёнка обогащают его жизненный опыт, делают его более мудрым и внутренне зрелым, если же ребёнок будет жить по подсказкам, пусть даже жить хорошо, проявляя себя как примерный сын или дочь, он никогда не сможет быть по-настоящему взрослым без вас- родителей. Он станет большим, взрослым, но это вовсе не значит — зрелым.
Проблемы с школьными отметками.
Встречаются у многих детей, и здесь разворачивается целая гонка родительского соревнования, в котором «побеждает» тот, чей ребёнок имеет самый высокий средний бал или наибольшую численность лояльных к нему учителей. На самом деле побеждает только тот, кто в этой гонке не принимает участие, а остаётся на стороне своего ребёнка: его успехов и неудач. Это вовсе не значит, что нужно потакать всем капризам ребенка и поощрять нежелание учиться, напротив, это значит только одно: необходимо, прежде всего, любить своего ребёнка и обязательно давать ему это понять, даже если он принёс двойку или сжёг дневник.
Это и есть положительный опыт родительства. Быть любящим родителем — это действительно не простая работа, но за неё действительно дети могут сказать спасибо своим родителям, пусть и спустя годы.
Да, общее развитие вашего ребёнка важно, как и умение стремиться к чему-то. Однако, большинство школьных знаний не требуется в университете, иногда многие знания остаются не использованными в течение всей жизни. Посмотрите на своего ребёнка: можете ли вы быть чуть теплее и терпимее к нему, когда он нуждается в этом, если знаете, что только это поможет ему в личном развитии и становлении личностной, жизненной, профессиональной карьеры?
Незыблемая аксиома гласит: когда вы верите в собственного ребенка, он учится верить в себя, а ведь без веры в себя ребёнку не поможет даже золотая медаль.
Можете ли вы чаще говорить с ним о его личностных качествах и увлечениях, если знаете, что в университете и на работе никому не будет дела до его школьных оценок по химии или литературе? Если вместо вопроса: «Что было в школе?», на который ребёнок уже приготовил ответ: «Нормально», вы бы спросили его о его настроении или увлечениях — это помогло бы ему зажечь интерес к вам как к интересному собеседнику.
Чем заменить привычные способы контроля?
После прочтения статьи у многих родителей может возникнуть вопрос: «Как, используя все приведённые рекомендации, не допустить ухудшения поведения ребёнка и что позволит мне улучшить ситуацию в воспитании и развитии своего ребенка?»
Существуют способы, которые помогают многим родителям наладить взаимоотношения с детьми и мотивировать их к дальнейшему развитию.
- Введение семейных правил, утверждённых всеми членами семьи.
- Нахождение общих договорённостей между взрослыми, относительно воспитания детей.
- Предоставление прав и обязанностей, в соответствии с возрастом ребёнка и его индивидуальными особенностями.
- Выработка системы поощрений, желательно не финансового характера, направленных на укрепление мотивации ребёнка в важных аспектах развития.
- Похвалы должно быть больше, чем критики. При этом, похвала носит предметный характер и должна быть направлена на действие (например, похвала за старание, аккуратность, ответственность).
- Наказание должно присутствовать, но родителям важно помнить: самым эффективным наказанием считается самостоятельное исправление провинившимся своих ошибок. Такой способ наказания сохраняет целостность личности, а также способствует формированию такого качества как ответственность за содеянное. Ребёнок, живущий по подобным правилам, повзрослев, никогда не вынудит родителей решать созданные им проблемы, ведь он сам достаточно самостоятелен для этого и знает цену своих ошибок.
Как быть, если информации в статье не достаточно или, наоборот, в теории вы даже согласны с приведёнными утверждениями, но это не меняет ваши отношения с ребенком?
В этом случае рекомендую обратиться к одному из психологов нашего Кризисного центра, ведь только практический опыт специалиста действительно позволит оказать профессиональную помощь.
Как известно, многие корни проблем воспитания и поведения детей лежат в нашем собственном детстве. И бывает так, что в процессе работы с психологом, «вернувшись» в своё детство, появляется возможность закрыть как свои давние наболевшие вопросы, так и разрешить трудности в общении с ребёнком, тревожный синдром родительства и,получив позитивные эмоции, быть счастливым родителем, избежать школьных проблем ребенку.