Стратегии поведения в конфликте

Наверное любой человек мечтает жить спокойно: без ссор, скандалов и конфликтов. К сожалению, так получается не всегда. Мнения, взгляды, желания людей часто не совпадают. В результате могут возникнуть противоречия и, как следствие, — конфликтная ситуация.

Давайте разберемся, что же такое конфликт? Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей. Предмет конфликта является важным для всех его участников. Каждая сторона готова побороться за него или иметь выгоду от решения проблемы.

Для предупреждения возникновения или преодоления конфликтных ситуаций в семейной, профессиональной, личной сфере жизни мы используем различные стратегии поведения в конфликте. Давайте рассмотрим каждую из стратегий, ее плюсы и минусы.

Стратегии поведения в конфликте:

избегать конфликта1. Избегание. Когда мы не хотим решать проблему, либо ее не осознаем, то часто применяем стратегию избегания конфликта. Некоторые люди конфликт воспринимают как угрозу отношениям и для того, чтобы избежать негативных последствий, отказываются обсуждать возникшую ситуацию. Когда мы уходим от разрешения проблемы, она превращается в «бомбу» замедленного действия. В любой момент может произойти «взрыв» и принести еще больший урон отношениям. Так конфликт становится скрытым, а вместо одной нерешенной проблемы приходят новые. Открытый конфликт – это «обезвреживание бомбы» на начальном этапе, когда стороны приходят к диалогу, обсуждают проблему и решают ее.

Данную стратегию можно применять, если предмет, вокруг которого развернулся спор, не так важен. Выгоднее избежать конфликта, чем ссорится из-за мелочей. Если вы чувствуете, что предмет обсуждения серьезный, то необходимо обозначить проблему и поискать совместно выходы из сложившейся ситуации.

 

приспособиться к конфликту2. Приспособление. Это стратегия соглашения с мнением или решением оппонента с целью избегания противостояния. Так человек жертвует своими интересами, теряет свою выгоду лишь бы не вступать в конфликт. Такую позицию могут занимать люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы не должны приниматься во внимание.

Эта стратегия может быть целесообразной, если существуют незначительные разногласия, потребность в сохранении отношений или другая сторона не готова к диалогу. Если проблема действительно серьезная, то необходимо показать важность принятия совместного соглашения.

 

соревнование в конфликте3. Соревнование. Стратегия поведения в конфликтной ситуации, в которой важно победить и удовлетворить только свои интересы в ущерб интересам другого. Часто решение проблемы принимается в одностороннем порядке, а конфликт воспринимается как соревнование, в котором есть победитель и проигравший.

В близких и долгосрочных отношениях применение такой стратегии, в конечном счете, приведет к разрыву отношений. Кому же захочется быть все время побежденным? Тот, кто проиграл сегодня, может завтра отказаться от сотрудничества.

 

smiling business people having conflict in office4. Компромисс. Стратегия, в которой частично учитываются интересы всех сторон, путем взаимных уступок. Каждый уступает в чем-то и таким образом достигается решение проблемы. Некоторые считают, что компромисс и есть решение проблемы, однако эта стратегия хороша на начальном этапе конфликта, а вот дальше необходимо найти такое решение, в котором все стороны будут удовлетворены полностью. В этом поможет следующая стратегия.

 

5. Сотрудничество. Эта стратегия направлена на разрешение проблемной ситуации, которая вызвала конфликт. Здесь открыто с уважением и доверием обсуждаются причины, проясняются интересы каждой стороны, ведется поиск вариантов выхода из любых разногласий. Для этой стратегии не применимы взаимные укоры и обвинения, здесь проявляют уважение и доверие. Только так можно безопасно и результативно решить конфликт. сотрудничествоКонечно, такая стратегия может показаться трудно применимой на практике, особенно если противоположная сторона не настроена на сотрудничество. В этом случае процесс разрешения конфликта может быть длительным и тяжелым.

При выборе данной стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремится добиться, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена.

Если вы выбираете стратегию компромисса или сотрудничества, то необходимо учитывать степень напряжения в конфликте. Что же поможет снизить напряжение в конфликте и перейти к грамотному и спокойному обсуждению проблемы?

  1. Отследите свои эмоции. Задайте себе и своему оппоненту вопрос «Что я (ты) чувствую(ешь)?»
  2. Дайте слово каждому. Пусть выговорится каждая из сторон.
  3. Найдите точку соприкосновения ваших интересов. Что общего? Не ищите различий, они только отдаляют вас от поиска решения.
  4. Обсудите варианты совместного решения проблемы. Выделите взаимовыгодные предложения. Все обсуждения необходимо делать в спокойной обстановке. Темп речи спокойный, уверенный.

Таким образом, конфликт может быть полезен, если грамотно его разрешить. Успешно справляясь с конфликтами, мы успешнее взаимодействуем с окружающим миром. Поэтому не стоит бояться или избегать конфликтных ситуаций. Важно обозначать существующие проблемы и вместе с партнером находить совместные решения, учитывая интересы всех участников конфликта.

Автор публикации
Борисова Татьяна Владимировна, психолог отделения консультирования и психологической практики

 

Использованная литература:

1. Леонов Н. И. Конфликтология: Учеб. пособие / Н. И. Леонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006