Строгое воспитание или вседозволенность

Когда речь заходит о воспитании детей, в число одной из наиболее обсуждаемых тем встает вопрос о том, какую модель применять: строгое авторитарное воспитание или либеральную вседозволенность.

Существует ли середина между этими сторонами воспитания? На этот вопрос постараемся ответить в данной статье.

Обратимся к модели строгого воспитания.
Определенная строгость необходима для формирования  у ребенка навыков дисциплины и ответственной личности. Строгость в воспитании позволяет родителям установить ясные правила поведения. Это позволяет создать структуру и порядок жизни, необходимые для благополучия ребенка.

Однако для этой формы воспитания характерны существенные минусы.
Строгое воспитание отражается на эмоциональном компоненте, создавая атмосферу постоянного страха и стресса, что негативно сказывается на самооценке ребенка. Парадоксально, но строгость может привести к повышенной склонности к бунту и непослушанию. Ребенок, выросший в слишком строгой среде, может стремиться к освобождению от ограничений, что может приводить к неповиновению и агрессивному поведению.

Рассмотрим противоположный стиль воспитания: вседозволяющий. Такой стиль предполагает, что родитель будет для ребенка другом, приятелем, который  не ставит преград в желаниях, всё разрешает и всё поощряет. Однако ребенок вовсе может и не думать так. В его понимании родитель не друг, а обслуживающий персонал. Его мнение можно не учитывать. Также многие родители придерживаются мнения, что проще дать ребенку то, что он просит, чем объяснить — почему нельзя. Ребенок, которому все дозволено и все достаётся по первому требованию вырастает тревожным, и может сформироваться мнение, что в жизни всё дается также просто, как в семье. Ребенок, перед которым крутится «весь мир», не справляется с такой ношей. У него нет почвы под ногами, он не может опереться ни на себя, ни на окружающих, его нервная система не справляется.

Куда же все-таки родителю направить вектор воспитания? Здесь, как и во многих деятельностях, важно найти баланс, ту «золотую середину», которая поможет сформировать в ребенке стержень, границы его личности, ответственность и, в то же время, быть ребенку эмоциональной поддержкой и опорой. Более гибкий и терпимый подход к воспитанию может создать атмосферу взаимного уважения и понимания, способствовать развитию самостоятельности и ответственности у ребенка. Строгость это не плохо, и вседозволенность это не плохо, важно лишь соотношение этих составляющих в воспитании ребенка.


Автор публикации Ирина Антонова, психолог Кризисного центра