Тема 2. Содержание и цели программы подготовки кандидатов в замещающие родители

  1. Содержание и цели программы подготовки кандидатов в замещающие родители.
  2. Понятие обучающе-психологического тренинга.
  3. Приемы, используемые в процессе проведения тренинга. Содержание обучающе-психологического тренига.

«Школа приемных родителей» — это курсы компетенции для будущих приемных родителей, усыновителей и опекунов.

I. Содержание и цели программы подготовки кандидатов в замещающие родители.

Цель школы: помочь участникам разобраться в своих чувствах и намерениях, дать системные знания, необходимые для создания новой семьи, морально и практически подготовиться к приему ребенка.

В нашей школе вы сможете:

  • Разобраться в требованиях, предъявляемых к кандидатам в замещающие родители
  • Реально оценить собственные силы и возможности для принятия ребенка в семью
  • Разобраться во влиянии генетики и социальных факторов на развитие ребенка
  • Понять особенности развития и эмоционального состояния детей, находящихся в госучреждениях
  • Узнать о реалиях тайны усыновления и проблемах контакта с биологическими родителями
  • Узнать типичные родительские ошибки, ожидания и разочарования
  • Научиться интерпретировать поведение детей в процессе их адаптации в семье
  • Изучить педагогические приемы, помогающие общению с детьми, способствующие компенсации моральных травм и негативного интернатного опыта у детей.

Программа рассчитана на 8 недель (занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность одного занятия 4-5 часов)

Обще количество – 51 час

Индивидуальные занятия – 15,5 часов

Групповые лекционные занятия – 12 часов

Групповые практические (тренинго-семинарские) занятия – 23,5 часа.

Распределение часов по темам – относительно условно, и в зависимости от групповой динамики и пожеланий участников, какие-то блоки могут занять больше или меньше времени.

Разделы:

  1. Юридический аспект: права и обязанности, процедуры, документы.
  2. Медицинский (справочный): диагностика и особенности здоровья детей в интернатных учреждениях, особенности возрастного развития детей, оказание доврачебной помощи.
  3. Психолого-педагогический: психология семьи, детская психология, детско-родительские отношения, адаптация ребенка и семьи.

Содержание занятий

1. Юридический аспект

1.1. Семейные формы устройства – усыновление, опека, попечительство, приемная семья и их отличие.

1.2. Порядок оформления новых документов на ребенка: получение в органах ЗАГС Свидетельства об усыновлении и Свидетельства  о рождении, регистрация по месту жительства, запись детей в загранпаспорт усыновителя.

1.3. Изменение формы семейного устройства – приоритеты, возможности критерии.

1.4. Приемная семья: оформление, порядок заключения договора «О создании приемной семьи», форма договора. Материальное обеспечение семьи, льготы.

1.5. Подача заявления в суд и судебная процедура установления усыновления.

1.6. Права биологических родителей ребенка и их родственников после передачи ребенка в принимающую семью. Восстановление родителей в правах.

1.7. Наблюдение органами опеки за усыновленным, принятым под опеку, патронируемым ребенком.

1.8. Отмена усыновления, снятие опеки.

1.9. Персональные консультации слушателей по ситуациям, письменные рекомендации, ведение случая.

2. Медицинский аспект

2.1. Система установки диагноза, методы диагностики детей в учреждениях. Наиболее часто встречающиеся диагнозы у детей младшего школьного возраста и их комментарий.

2.2. Особенности состояния здоровья детей в домах ребенка, детских домах, детей, отобранных из неблагополучных семей. Гипер-  и гиподиагностика в детских учреждениях.

2.3. Особенности возрастного физического развития детей – обзор.

2.4. Генетическая наследственность. Психиатрия и психофизиология: психиатрическое заболевание у детей, диагностика и основные факторы, влияющие на развитие заболеваний.

2.5. Оказание доврачебной помощи детям дошкольного возраста.

2.6. Персональные консультации слушателей по ситуациям, письменные рекомендации, ведение случая.

3. Психолого-педагогический аспект

3.1. Психология общения со службами в процессе оформления документов на ребенка, осуществление проверок, отчетов.

3.2. Особенности возрастной психологии детей,

3.3. Основные депривационные проблемы у детей, развивающихся вне семьи,  отобранных из неблагополучных семей. Виды депривационного поведения детей.  Возможности реабилитации. Госпитализм, психотерапия депривационных расстройств ребенка.

3.4. Общение с окружающими и посторонними людьми; правила поведения.

3.5. Процесс адапатции. Стадии, особенности каждой стадии, зависимость скорости адаптации от основных факторов. Определение перехода одной стадии в другую.

3.6. Особенности адаптации родителей. Повышение роли отца и других членов семьи в процессе адаптации и реабилитации.

3.7. Интерпретация поведенческих проявлений ребенка в приемной семье. Основные стереотипы и ошибки родителей в интерпретации поведения детей.

3.8. Особенности поведения в приемной семье детей, имеющих различный опыт воспитания в родной семье и во время нахождения в учреждении.

3.9. Особенности адаптации сиблингов (в случае одновременного приема двух и более детей). Налаживание отношений с другими детьми в семье.

3.10. Особенности психологии приемных подростков. Основные ошибки усыновителей в интерпретации поведения подростков.

3.11. Тайна усыновления. Как и когда рассказать ребенку о его происхождении.

3.12. Идентичность приемного ребенка. Проблемы контактов ребенка с биологическими родственниками. Выработка/корректировка отношения ребенка к его биологическим родителям.

3.13. Историография ребенка. Восстановление биографии ребенка: розыск документов, кровных родителей.

3.14. Взаимоотношения усыновителей с биологическими родителями ребенка, юридические, этические и психологические аспекты.

3.15. Специфические проблемы детей сирот и детей, имеющих опыт пребывания в интернатном учреждении – психосоматические заболевания, тревожность и страхи, нарушение и искажение привязанности, последствия переживания травматического опыта, детское воровство.

По результатам обучения проводится собеседование и вручаются Свидетельства о прохождении подготовки каждому участнику.

После окончания обучения проводится общая конференция: короткая официальная часть – поздравление от руководителей и преподавателей ШПР, озвучиваются ближайшие интернет и очные мероприятия в регионах. Неофициальная часть – ответы на оставшиеся вопросы, обсуждения.

II. Понятие обучающе-психологического тренинга.

Тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности той или иной деятельности. Тренинг — перспективный метод обучения, особый вид практических занятий, активный процесс приобретения знаний, умений, поведенческих навыков.

Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития. При этом автор отмечает, что тренинговые методы могут применяться как в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний, так и в работе с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии (Вачков И. В., 2000).

Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков.

Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов. Дадим им краткую характеристику.

Принцип активности

Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия.

Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если мы даем участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент.

Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно.

Принцип активности, в частности, опирается на известную в области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.

Принцип исследовательской творческой позиции

Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможные особенности.

Исходя из этого принципа, работа тренера заключается в  том, чтобы придумать, сконструировать и организовать те ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения,  экспериментировать с ними.

В тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.

Реализация этого принципа порой встречает достаточно сильное сопротивление со стороны участников. Люди, которые приходят в группу тренинга, имеют определенный опыт общения в школе, в институте, где, как правило, им предлагались иные правила, модели, которые надо было выучить и следовать им в дальнейшем. Сталкиваясь с другим, непривычным, для них способом обучения, люди проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной форме. Преодолеть такое сопротивление помогают ситуации, позволяющие участникам тренинга осознать важность и необходимость формирования у них готовности и в дальнейшем, после окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески относиться к жизни, к самому себе.

Принцип объективации (осознания) поведения.

В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированнный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы.

В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные средства объективации поведения. Одним из них является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Надо учитывать, что видеозапись является очень сильным средством воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большой осторожностью, и что самое важное — профессионально.

Создание условий для эффективной обратной связи в группе — основная задача тренерской работы. Дополнительными средствами осознания могут являться аудио, видеозапись поведения участников тренинга с последующим просмотром и обсуждением, личные беседы с участниками.

Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения.

Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.

Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.

Последовательная реализация названных принципов — одно из условий эффективной работы группы социально-психологического тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и психологического воздействия.

III. Приемы и активные методы обучения, применяемые в тренинге, являются совокупностью средств и способов активизации мыслительной, учебно-познавательной деятельности, раскрытия творческого потенциала к личностному и профессиональному развитию. В течение тренинга каждый участник имеет возможность в сжатые сроки обогатить, переоценить, осознать свой жизненный опыт и себя как личность, сориентироваться в будущей профессии.

Выбор методических и практических, социально-психологических приемов в тренинге зависит от цели и содержания тренинга, особенности группы, ситуации, возможностей и специализации тренера.

Тренер внимательно осуществляет подбор методических приемов и средств для проведения тренинга, и групповых занятий, например, таких как психогимнастика, групповое обсуждение или мозговой штурм с целью вовлечь участников и достичь запланированных задач тренинга.

  • Групповая дискуссия в психологическом тренинге — это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников).
  • Игра. Использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия «психологической защиты». Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре,  интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения.
  • Психогимнастика — это круг упражнений: письменных и устных, вербальных и невербальных. Они могут выполняться в небольших группах по 2-3 человека или всеми членами группы вместе. Психогимнастические упражнения могут быть специализированными и воздействовать направленно на одну или совокупность психических характеристик (память, внимание, мышление). Психогимнастические упражнения позволяют подключать для осознания одной и той же проблемы разные уровни психического отражения, воздействуя на подсознание и через обратную связь на сознание участников. Эффективность выполнения одного из таких упражнений зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию. В некоторых упражнениях тренер может быть непосредственным участником. Выполнение всех упражнений должны обсуждаться участниками и анализироваться тренером. Обсуждение и анализ могут проводиться по окончанию выполнения упражнения. Некоторые упражнения предполагают прерывание его выполнения и обсуждение процесса работы группы и участников на отдельных этапах. Часто невозможно определить временные границы выполнения упражнений. Некоторые упражнения следует повторять периодически.
  • Медитативные методы. Чаще всего эти техники используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции.

Совокупность всех упражнений, техник, приемов и методов, задач, предлагаемых тренерами для выполнения участниками, кроме традиционной для учебного процесса содержательной части с необходимыми знаниями, преподносимыми в ходе мини-лекций, пояснений или осваиваемыми в групповой работе с четко поставленной целью и формализованным результатом, содержит также и заранее подготовленные нестандартные проблемные ситуации, запланированные или внезапные изменения в работе. Все они, кроме обязательного освоения образовательной программы и запланированного объема знаний и навыков,  направлены на повышение личной эффективности участников. Это подразумевает активную работу участников не только над заданиями и упражнениями, но и над собой, а также активную вовлеченность в процесс тренинга.