Тема 7. Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка.

План лекции:

    1. Семья как социальный институт, малая группа, система.
    2. Основные функции семьи.
    3. Структура и основные параметры семейной системы.
    4. Уровни и элементы семейной системы.
    5. Понятие и типы родительского отношения.
    6. Понятие и типы семейного воспитания.
    7. Факторы нарушения эмоционально-личностного развития ребенка.
    8. Психологическая поддержка ребенка.

I. Семья как социальный институт, малая группа, система

Роль семьи в жизни человека очень велика. И педагоги, и психологи, и социологи утверждают, что именно семья стоит у истоков формирования личности. «Именно в ней дети просто и естественно приобщаются к жизни, учатся чувствовать, думать, переживать» (А.М.Прихожан и Н.Н.Толстых).

Счастлив тот ребенок, который воспитывается в хорошей, доброй, умной семье. Каждый ребенок, воспитывающийся в интернатном учреждении, имеет за плечами неблагополучную историю. В результате, как отмечают ученые, воспитанники интернатных учреждений склонны к выстраиванию «неправильной модели мира», в котором они выступают в роли беспомощных и никчемных неудачников, и кто-то другой, только не они, управляет их судьбой.

Попадая в приёмную семью, у детей появляется возможность для благоприятного развития личности. Важным здесь являются правильно выстроенные детско – родительские отношения.

Семья — это первая в жизни человека социальная группа, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, развивается как личность, осваивает первые социальные роли. Семья, как считает В.Н. Дружинин, для человека — главный и основной компонент среды, в котором он живет, как в коконе, первую четверть жизни, если повезет, и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь.

Понятие «семья» предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Многие специалисты используют определение семьи, предложенное А.Г. Харчевым: «Семья — это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная необходимость в семье обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

В науке сложилась традиция изучения семьи и как социального института, и как малой группы. Философы, юристы, социологи, педагоги исследуют семью, прежде всего, как социальный институт. Понятие «социальный институт» означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Обычно выделяют 5 основных социальных институтов, существующих в любом современном обществе: семья, экономика, политика, образование и религия.

Семья как социальный институт осуществляет, прежде всего, воспроизводство членов общества и их первичную социализацию. Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере — любви, заботы, уважения, понимания, поддержки.

Психологи рассматривают семью, прежде всего, как малую группу. Понимание семьи как малой группы открывает большие возможности для оказания психологической помощи семье. Социальные психологи рассматривают малую группу как малочисленную по своему составу социальную группу, члены которой объединены общими целями и задачами, находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения эмоциональных отношений и особых групповых ценностей и норм.

В.М. Целуйко считает, что «семья — это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью». Таким образом, можно выделить следующие характерные признаки семьи как малой группы:

  1. Родственные или брачные связи между её членами.
  2. Общность быта.
  3. Особые эмоциональные, этические, правовые отношения.
  4. Пожизненная принадлежность к семейной группе (семью не выбирают).
  5. Максимально гетерогенный состав группы: возрастные, личностные, половые, профессиональные, социально-статусные и др. различия.
  6. Повышенная эмоциональная значимость семейных событий.

Семью как социальную группу невозможно понять, исходя из знания о её членах, взятых в отдельности. Семья является постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности. Изменения в одном из элементов системы, например во взаимоотношениях супругов, сказываются на всей семье. Индивидуальные дисфункции отдельных членов семьи являются также отражением системных нарушений.

Концептуальной основой системного подхода к пониманию семьи является общая теория систем. Когда характеризуют нечто как систему, говорят, что это сложное единство, в котором могут быть выделены составные части — элементы, а также схема связей или отношений между элементами — структура. Семью, как и всякую систему, характеризует следующий ряд признаков:

  1. взаимозависимость: взаимовлияние отдельных элементов системы;
  2. холизм: отдельные элементы системы, объединяясь в целое, приобретают новые свойства, отличные от индивидуальных характеристик;
  3. структурная организация, основными параметрами которой являются иерархичность, или соподчиненность элементов структуры, наличие границ, описывающих внутрисемейные отношения и отношения семьи и окружающей среды, сплоченность и ролевая структура;
  4. специфичность внутрисистемных процессов (циркулярные, спиралевидные, прерывистые, непрерывные);
  5. динамичность или способность развиваться;
  6. диалектика гомеостаза и развития.

II. Основные функции семьи

Важными интегральными характеристиками семейной группы являются: функции, структура, динамика. Сначала остановимся на рассмотрении функций семьи. В психологии семьи понятие «функция» используется в следующих значениях:

  1. это роль, которую семья как социальный институт и как малая группа выполняет по отношению к индивиду и обществу;
  2. это внешнее проявление свойств семьи в системе её взаимосвязей с обществом;
  3. чаще всего функция понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей.

Так, М.С. Мацковский в своей классификации семейных функций выделяет следующие сферы семейной деятельности:

  1. Репродуктивная.
  2. Воспитательная.
  3. Хозяйственно-бытовая (получение хозяйственно-бытовых услуг).
  4. Экономическая (получение материальных средств).
  5. Сфера первичного социального контроля.
  6. Сфера духовного общения.
  7. Социально-статусная.
  8. Досуговая.
  9. Эмоциональная.
  10. Сексуальная.

Классификация семейных функций, предложенная Елизаровым А.Н, к которой часто обращаются психологи, выглядит следующим образом:

  1. Порождение и воспитание детей.
  2. Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества.
  3. Удовлетворение потребностей в чувстве безопасности, психологическом комфорте, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви.
  4. Создание условий для развития личности всех членов семьи.
  5. Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.
  6. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.
  7. Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.
  8. Удовлетворение потребностей в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей.
  9. Удовлетворение потребности в отцовстве или материнстве, в контактах с детьми, в их воспитании и самореализации в детях.
  10. Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.
  11. Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.
  12. Рекреативная — охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха; снятие стрессовых состояний.

По мнению Гребенникова И.В. основными функциями семьи являются:

  1. Репродуктивная функция означает воспроизводство жизни, продолжение человеческого рода.
  2. Экономическая функция включает общественное производство средств к жизни; восстановление истраченных на производстве сил взрослых членов семьи; ведение своего хозяйства; наличие своего бюджета; организация потребительской деятельности.
  3. Воспитательная функция означает формирование личности ребенка; систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение жизни; влияние детей на родителей и других членов семьи.
  4. Коммуникативная функция означает посредничество семьи в контактах своих членов со средствами массовой коммуникации, литературой, искусством и т.п.; организация внутрисемейного общения; организация досуга и отдыха.

III. Структура и основные параметры семейной системы

Следующей характеристикой семейной группы (после функций) является её структура. Американский психотерапевт С. Минухин отмечает, что взаимодействие членов семьи подчиняется определенным закономерностям. Эти закономерности обычно не формулируются явно или даже не осознаются; однако они формируют нечто целое, а именно — структуру семьи. Вопрос определения структуры семьи является довольно сложным как в теории, так и в практике оказания психологической помощи семье.

Взаимоотношения между структурными элементами семейной системы характеризуются следующими свойствами: сплоченность, иерархия, гибкость. Сплоченность можно определить как психологическое расстояние между членами семьи. Иерархия характеризует отношения доминирования-подчинения в семье и включает в себя характеристики различных аспектов семейных отношений: авторитетность, доминирование, степень влияния одного члена семьи на других, власть принимать решения. Гибкость означает способность семейной системы адаптироваться к изменениям внешней и внутрисемейной ситуации.

Структура семьи, по мнению отечественных семейных психотерапевтов, включает в себя следующие элементы:

  1. Численный и персональный состав семьи.
  2. Семейные правила.
  3. Семейные роли.
  4. Семейные подсистемы.
  5. Границы семьи.
  6. Мифы и легенды

А.Я. Варга выделяет шесть параметров семейной системы, с помощью которых можно описать любую семейную систему:

  1. Стереотипы взаимодействия.
  2. Семейные правила.
  3. Семейные мифы.
  4. Границы.
  5. Стабилизаторы.
  6. Семейная история.

Рассмотрим подробнее структурные элементы и параметры семейной системы.

1. Численный и персональный состав семьи — означает, кто физически или психологически присутствует в данной семейной системе, например разведенные семьи, повторные браки. При работе с семьей важно знать, кого каждый из членов семьи считает её членом, т.к. нередки случаи, когда члены семьи не согласны в том, кто входит в её состав. Особенно важно решение этого вопроса для разведенных семей и вступивших в повторный брак.

2. Семейные правила — совокупность оснований и требований, на которых строится жизнь семьи. Отсутствие правил и норм приводит к хаосу в семейной системе. Нечеткость правил и норм может способствовать росту тревоги у членов семьи, тормозить развитие, как всей семейной системы, так и отдельных её членов. Правила позволяют членам семьи ориентироваться в реальности и придают устойчивость семье в целом благодаря тому, что каждый знает свои права и обязанности. Выделяют следующие правила:

  • явные — заключаются в семье открыто и провозглашены явно, например: стучи в закрытую дверь; никогда не повышай голоса; родители устанавливают время, когда маленьким детям нужно идти спать.
  • скрытые — известны членам семьи, но открыто не провозглашаются, например: тема алкоголизма матери запретна; не говори ни о чем сексуальном, это расстроит маму; если есть проблемы, лучше поговори с отцом.
  • неосознаваемые. Много правил не осознается членами семьи. Просто они поступают определенным образом, даже не задумываясь, что можно поступить иначе. Эти правила можно выявить, наблюдая за реальным поведением членов семьи, за тем, как они, например: принимают решения; что-либо обсуждают. Например: 1) если отдыхает отец, все ведут себя очень тихо; если мать — можно пошуметь; 2) последнее слово в споре, в обсуждении — за отцом.

3. Семейные роли понимаются как цели, убеждения, чувства, ценности, действия, которые ожидаются или приписываются человеку, занимающему определенное место в семейной системе. Выделяют:

  • конвенциальные — роли, определенные правом, моралью, традицией. Например: роли мужа, жены, матери, отца, ребенка, брата, сестры и т.п. Самые общие права и обязанности для мужа, жены, отца, матери, равно как и детей по отношению к родителям установлены законодательно. Конкретные нормы и правила определяют, что должно выполняться носителем конвенциальной роли. Например: мать должна помогать детям в овладении различными умениями, контролировать их поведение и т.п.
  • межличностные — роли, которые определяются личностными особенностями, склонностями их носителей (лидер, диктатор, любимчик, ведомый и др.).

Выделяют следующие требования к семейным ролям:

  • совокупность ролей, которые выполняет индивид в семье, должна обеспечивать удовлетворение его потребностей в уважении, признании и т.п.
  • выполняемая семейная роль должна соответствовать возможностям носителя данной роли. Если требования роли непосильны, у носителя роли возникает тревога, нервно-психическое напряжение. Например, это может возникнуть у ребенка, который выполняет «роль родителя» (в силу отсутствия, болезни и т.п.).
  • Совокупность семейных ролей, которые выполняет индивид в семье, должна обеспечивать удовлетворение не только его потребностей, но и потребностей других членов семьи. Например, ролевая структура, при которой отдых одних членов семьи обеспечивается за счет непомерного труда другого члена, может стать психотравмирующей.

Одно из наиболее интересных направлений в современной психотерапии связано с выявлением и изучением, так называемых патологизирующих ролей в семье. Патологизирующие семейные роли — такие межличностные роли, которые в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на своего носителя. Например, роль козла отпущения, роль «семейного мученика» без остатка жертвующего собой во имя семьи, роль «больного человека».

4. Подсистемы — это структурный элемент семейной системы, и их динамика тесно связана с жизненным циклом семьи.

  • Первая — это подсистема супругов. Данная подсистема образуется с заключением брака. Одновременно начинается процесс адаптации, принимаются и уточняются роли мужа и жены. На этот процесс существенное влияние оказывает опыт, приобретенный в родительских семьях.
  • Вторая — это подсистема родителей. Появляется после рождения ребенка. Родительская подсистема изменяется, приспосабливается к возрастным особенностям детей. Она должна учитывать потребности всех растущих в семье детей.
  • Третья — подсистема детей. Данная подсистема предоставляет возможность ребенку быть только ребенком; позволяет изучать отношения сверстников; формировать необходимые коммуникативные навыки для общения со сверстниками и со взрослыми. Поэтому хорошо, когда больше одного ребенка в семье.

5. Границы семьи — это правила, определяющие, кто и как участвует во взаимодействии. Границы — это гласные и негласные договоренности между членами семьи относительно того, кто и что может себе позволить делать в семье и за пределами семьи. Например, кто может задерживаться на работе, кто может приглашать к себе друзей, гостей; с кем можно встречаться вне семьи и т.п.

В.М. Целуйко выделяет следующие виды границ семьи:

  • внешние — регулируют отношения между семьёй и социальным окружением; определяют разницу в поведении с членами семьи и с социальным окружением. Рассматривают проницаемость границ (от непроницаемости до диффузности);
  • внутренние — регулируют отношения между различными подсистемами внутри семьи. Это правила, определяющие взаимодействие между членами разных семейных подсистем.

В.М. Целуйко рассматривает следующие типы внутренних границ:

  • четкие — подразумевают совершенно определенные права, обязанности, нормы поведения для членов каждой подсистемы (родительской, детской, супружеской), такие правила улучшают коммуникацию в семье, облегчают согласование и приспособление участников разных подсистем;
  • ригидные (жесткие) — обеспечивают автономию членов семьи, изолируют их друг от друга. Семье с ригидными внутренними границами трудно функционировать, т.к. у её членов нет навыков согласования. Характерные выражения в семьях с ригидными границами: «не мешай, у меня свои заботы», «займись своими делами», «пора бы самому позаботиться о себе» и т.п.
  • диффузные (размытые) — это такие границы, при которых утрачивается автономия членов семьи, и неясны функции подсистем. Так, в семье с диффузными границами, например, подсистема супружеской пары как бы исчезает, растворяясь в родительской подсистеме, супругам не хватает интимности в отношениях.

Е.Н. Юрасова выделяет следующие свойства границ семьи:

  • гибкость — это способность границ к изменениям. Ригидность границ означает, что семейные правила не меняются, несмотря на изменение ситуации.
  • проницаемость — это свойство внешних границ. Проницаемость границ — это установки семьи на взаимодействие, контакты с внешним окружением.

Когда внешние границы отличаются высокой проницаемостью, они становятся диффузными, и это ведет к избыточному вмешательству в жизнь семьи других людей. Непроницаемость границ резко снижает возможность необходимого общения с внешним миром.

6. Семейные мифы и легенды.

Семейный миф — это многофункциональный семейный феномен, формирующийся в виде совокупности представлений членов данной семьи о ней самой. Миф — это сложное семейное знание, которое является продолжением такого предложения, как: «Мы — это…». Это знание актуально не всегда. Оно актуализируется, либо когда посторонний человек входит в семью, либо в моменты каких-то серьезных социальных перемен, либо в ситуации семейной дисфункции. Знание это плохо осознается.

В дисфункциональной семье, как пишет А.Я. Варга, «миф находится ближе к поверхности, чем в функциональной». Время, необходимое для формирования семейного мифа, составляет примерно период жизни трех поколений.

Для обозначения этого понятия используются и такие термины, как «образ семьи», «образ мы», «убеждения», «семейное кредо», «согласованные ожидания», «наивная семейная психология».

Функция семейного мифа заключается в сокрытии от осознания отвергаемой информации о семье в целом и о каждом её члене. Цель «семейного мифа» — закамуфлировать те конфликты и неудовлетворенные потребности, которые имеются у членов семьи, согласовать их идеализированные представления друг о друге.

Таким образом, можно воспринимать семейный миф как своеобразный механизм психологической защиты семьи, который выполняет оберегающую функцию и способствует поддержанию целостности семейной системы. Наиболее известными являются следующие семейные мифы: «Мы — дружная семья»; «Мы — семья героев»; «миф о спасателе».

Негативное действие семейных мифов заключается в том, что семья становится ригидной; они препятствуют её нормативным изменениям, связанным с динамикой жизненного цикла семьи. Так, миф об исключительности и избранности семьи может играть роль компенсаторной стратегии в первом поколении, когда желание возвысить себя, возможно как реакция на прошлые проблемы, активизирует мощную, но реалистичную мотивацию достижения. Однако в следующих поколениях этот миф, все больше превращаясь в оторванную от реальности центральную семейную ценность («Мы должны быть лучше всегда и везде»), способен привести к тяжелым нарциссическим расстройствам члена (ов) семьи и полной непродуктивности их действий.

Семейная легенда — это искажающая реальные факты семейной истории интерпретация отдельных событий, позволяющая поддерживать миф о семейном благополучии. По мнению Андреевой «семейные легенды» представляют собой совокупность хорошо интегрированных, хотя неправдоподобных, убеждений, разделяемых всеми членами семьи». Примеры семейных легенд: «все наши женщины в семье немножко сумасшедшие», «все наши дети получают хорошие оценки в школе», «мать — больной человек и требует особого отношения, мы живем ради неё».

Семейная легенда — это тоже гомеостатический механизм для поддержания устойчивого состояния семьи. В отличие от семейного мифа, семейная легенда может осознаваться как неправда, искажение информации, например: легенда о супружеской верности при наличии измены, легенда о естественной смерти суицидента и др. Со временем семейная легенда может стать частью семейного мифа. Легенды имеют четкую связь с культуральными мифами как идеализированными представлениями о семье и браке:

  • в благополучных браках супруги всегда всё рассказывают друг другу;
  • рождение ребенка, появление любовной связи, получение развода разрешит все проблемы.

Итак, семейные мифы и семейные легенды способствуют поддержанию дисфункциональных отношений в семьях, в результате чего потребности личности в росте, изменении, самоактуализации и в кооперации оказываются неудовлетворенными, а семьи в целом ригидно воспроизводят свой прошлый опыт.

7. Стереотипы взаимодействия. В семье сообщением является любое событие, любое взаимодействие. Например, если женщина гремит на кухне грязной посудой, то остальные члены семьи понимают, что это значит. Например, что она сердита на них. Если муж уходит, громко хлопнув дверью, то это сообщение тоже легко прочитывается. Каждое взаимодействие в семье или событие, как это называет А.Я. Варга, является понятным сообщением для членов семьи.

Сообщения можно охарактеризовать следующим образом:

  • Во-первых, сообщения могут быть одноуровневыми или многоуровневыми. Звук захлопнувшейся двери — это одноуровневое сообщение, оно идет по слуховому каналу. Любое вербальное сообщение — всегда двухуровневое. Первый уровень — вербальный, второй — невербальный.
  • Во-вторых, сообщения могут быть конгруэнтными или неконгруэнтными. Конгруэнтными являются сообщения, если содержания сообщений, передаваемых по двум каналам, совпадают. Если вы спрашиваете у подруги: «Как дела?», а она с ясной улыбкой, радостной мимикой отвечает: «Все хорошо!», то это — конгруэнтное сообщение.

Сообщения в семьях, о которых мы рассуждали, бывают часто повторяющимися. Сообщения и взаимодействия, которые часто повторяются, называют стереотипами взаимодействия.

Например, один из стереотипов взаимодействия «двойная связь» или «двойная ловушка» был описан американским психотерапевтом Грегори Бейтсоном. В больнице находится мальчик, страдающий шизофренией, к нему приходит мама. Она ждет его в холле, мальчик выходит и садится, близко. Мама отодвигается. Он в ответ замыкается и молчит. Она сердито спрашивает: «Ты что же не рад меня видеть?» «Двойная ловушка» — это один из стереотипов взаимодействия, когда член семьи (чаще ребенок) постоянно получает неконгруэнтное сообщение в ситуации, когда он не может выйти из общения.

8. Стабилизаторы семейной системы. В каждой семье, как в дисфункциональной так и в функциональной, есть свои стабилизаторы.

Примеры функциональных стабилизаторов: общее место проживания, общие дела, общие деньги, общие развлечения. Дисфункциональные стабилизаторы: дети, болезни, нарушения поведения, супружеские измены и др.

Если дети были стабилизаторами семейной системы, то, как правило, на стадии отделения детей от родителей происходит их развод или алкоголизация супругов. Отчего сепарация (отделение детей) зачастую происходит так трудно? В связи с тем, что за время своего жизненного пути ребенок стал стабилизатором. Ребенок уходит из семьи, перестает быть стабилизатором, его функции провисают, никто их не выполняет. Начинаются большие проблемы в семье: появляется тревога, возникают конфликты, растет эмоциональное напряжение. Родителям становится действительно трудно, если не появится другой стабилизатор, например, собака.

Супружеские измены тоже могут быть хорошим дисфункциональным стабилизатором. Часто за изменами стоит страх близости. Можно представить следующий стереотип взаимодействия по поводу измен: измены, выяснение отношений и скандалы по поводу измен, примирение. Живут вместе, пока не накопится напряжение от нерешенных проблем. Напряжение достигает какого-то предела — дальше все повторяется. И таких дисфункциональных стабилизаторов в семьях очень много.

IV. Уровни и элементы семейной системы (по Петрановской Л.В.).

Правильная, естественная иерархия должна быть построена на здравом смысле, то есть «главнее» тот, кто старше, умнее, опытнее, от кого в большей степени зависит благосостояние семьи. В традиционных культурах это мужчина-добытчик, или женщина – организатор домашнего хозяйства, в современном мире два работающих супруга могут делить между собой место наверху семейной иерархии. При естественной иерархии семейная система устойчива и гармонична, каждый член семьи получает столько заботы, сколько ему нужно и имеет столько ответственности, сколько способен нести.

Нередко встречаются нарушения иерархии, например, всю семью фактически подчиняет себе капризный ребенок, становясь «семейным тираном», или властная бабушка руководит внуками через голову их родителей, или мужчина находится на положении одного из детей своей жены, или ребенок родителей-алкоголиков фактически становится их родителем и родителем своих младших братьев и сестер. Любое нарушение иерархии делает семейную систему негармоничной, провоцирует конфликты и недовольство. Тот, кто отказывается от ответственности, перекладывает ее на плечи других. Тот, кто забирает себе много власти, лишается права на проявление слабости и заботу.

Нарушения иерархии всегда отражаются на отношениях между поколениями в семье. Это может проявляться в виде постоянных конфликтов или в виде скрываемого (возможно, от самих себя) постоянного недовольства, напряжения, невозможности расслабленно, откровенно общаться с родителями или с детьми, раздражающее ощущение зависимости, слишком эмоциональные реакции на пустяковые, казалось бы, реплики или поступки.

С приходом в семью ребенка проблемы нарушения иерархии, если они есть, могут обостриться. Например, супруг, занимавший прежде положение ребенка, может быть недоволен,  что теперь придется быть более ответственным и менее зависимым. Бабушка, которая до сих пор считает свою дочь маленькой девочкой, может вмешиваться в ее отношения с ребенком. Проблемы нарушения иерархии могут принести в семью и сами дети. Например, девочка, которая фактически уже несколько лет была мамой для своего младшего брата, с трудом сможет вновь вернуться к положению ребенка и предоставить заботу о малыше воспитательнице.

Супруги, которые недовольны сложившейся в их семье иерархией, например, слишком большой властью — «избалованностью» — детей или постоянным давлением своих родителей, иногда считают, что достаточно завести ребенка – и все само собой изменится, дети станут менее эгоистичными, а родители наконец признают, что их взрослые дети уже выросли. Это иллюзия. Появление ребенка только обострит проблемы. Избалованные дети могут возненавидеть «пришельца», покушающегося на их привилегии, а властные бабашка  и дедушка примутся его воспитывать в своей манере, просто отодвинув воспитателей в сторону. Ребенок не может и не должен быть средством решения внутрисемейных проблем.

Гармоничная семейная система обладает значительной гибкостью, способностью приспосабливаться к изменившейся ситуации, сохраняя вместе с тем по возможности все, что для членов семьи дорого и важно. Гибкость позволяет семье переживать критические ситуации, которых в жизни немало (переезд, изменение материального положения, изменение состава семьи и т. д.) Кризисом, по сути, является приход в семью любого нового человека, в особенности – ребенка. Изменится образ жизни, увеличится сфера ответственности, станет меньше времени на общение друг с другом. Ребенок, особенно не имеющий опыта жизни в семье или живший в неблагополучной семье, может с трудом приспосабливаться, не уметь строить отношения, завоевывать свое место в семье слишком нерешительно или, напротив, бесцеремонно.  Сможет ли семья измениться так, чтобы быть способной удовлетворить потребности ребенка и вместе с тем не потребовать от своих членов жертв, которые через некоторое время начнут казаться чрезмерными? Например, если супруги решают взять в семью ребенка, а потом муж ничего не меняет в своей жизни, продолжает все свое время посвящать работе, как делал это раньше, а с ребенком, имеющим трудности поведения, общается  весь день и решает все проблемы его жена.

Гибкость тоже не должна быть чрезмерной. Доведенная до крайности, она превращается в хаотичность, непредсказуемость. Таковы некоторые студенческие и богемные семьи, в которых никто не знает, что будет завтра, нет никаких устоявшихся традиций и правил, все зависти от настроения или спонтанного решения. Хаотичностью часто отличаются и семьи алкоголиков, и опыт жизни в такой семье делает для ребенка очень трудным освоение правил, обязанностей, распорядка дня, необходимости делать что-либо регулярно, независимо от настроения. Даже благополучная во всех остальных отношениях семья, если она отличается хаотичностью, не может организовать свою жизнь, просто не справится с воспитанием ребенка, прежде всего с уходом за ним и с помощью в учебе. Ведь варить кашу и проверять уроки нужно каждый день.

Еще одна важная характеристика семьи – сплоченность, теплота отношений.  Это и взаимопонимание, и душевный комфорт в обществе друг друга, и готовность прийти на помощь. Сплоченность совершенно необходима семье, которая собирается взять ребенка. С одной стороны, чувство общности, взаимопомощь, поддержка позволят преодолеть трудности. С другой – сплоченность, близость, теплота – это то, ради чего в первую очередь ребенка устраивают в семью.

Вместе с тем встречаются семьи с избыточной сплоченностью, доходящей до слияния, слипания. В этих семьях все очень сильно привязаны друг к другу, но при этом отрицается права отдельного человек на свои интересы, на распоряжение собственной жизнью. Члены семьи не признают личных границ друг друга, права иметь свою территорию, свои тайны, свои интересы или отношения с другими людьми. Происходит «удушение любовью»,  формируется зависимость друг от друга. Такие семьи вообще с трудом принимают нового члена, а если берут ребенка, то сразу же предъявляют к нему требования «любить», «быть близким», «быть своим» и не готовы принять ни прошлых привязанностей ребенка, ни его права на определенную независимость.

Нередко супруги, чувствующие недостаток сплоченности, считают, что ее можно усилить, заведя ребенка. Это ошибка. Трудности взаимопонимания только усилятся в критической ситуации и семья.  скорее всего, окончательно распадется. Снова вывод: ребенок не может и не должен быть средством для улучшения отношений в семье.

Семья является очень удобной формой сосуществования людей потому, например, что в ней возможно эффективное разделение труда. Нет необходимости каждому отдельно готовить себе еду, выращивать овощи в огороде, приносить продукты и т. д. Каждый делает то, что у него лучше получается или что ему нравится. Примерно также обстоит дело с разделением психологических «обязанностей». В каждой семейной системе существует определенное разделение семейных ролей. Есть тот, кто всегда всех мирит, тот, кто принимает решения, тот, кто разрушает привычные стереотипы, тот, кто «отвечает» за отношения с окружением (соседями, родней), тот, кто планирует, тот, кто разряжает обстановку шуткой, тот, кто всегда недоволен и т. д. В гармоничной семье  распределение ролей помогает каждому найти свое, комфортное место в системе. При этом важно, чтобы семейная роль отвечала личным особенностям и потребностям человека, и каждый должен иметь возможность сменить свою роль, если это в данный момент ему нужно. Так, семейный «миротворец» тоже должен иметь возможность порой высказать претензии, а тот, кто обычно не унывает и всех подбадривает, тоже должен иметь право на плохое настроение и упадок сил и рассчитывать на поддержку семьи.

Проблемы начинаются тогда, когда какие-то обязанности никто не хочет выполнять – например, никто не хочет принимать решения. Или, напротив, на какую-то роль претендуют слишком многие, например, на роль семейного любимца. Встречаются также роли, которые сами по себе негармоничны, поскольку наносят вред их «исполнителю». Такова, например, роль «козла отпущения». которую часто играет в семье ребенок, особенно мальчик, или отец. Это тот, «из-за кого все», тот, кто все делает не так, с кем вечно случаются неприятности, кто всем создает проблемы. Семья постоянно жалуется на «козла отпущения», хотя как система заинтересована в нем – он позволяет остальным быть «хорошими» и быть «вместе» – против него. Негармонична и роль «семейного тирана». Хотя кажется, что в этом случае страдает не сам исполнитель, а все остальные, на самом деле не все так однозначно. «Тиран» лишается теплоты и права побыть иногда слабым, а остальных членов  семейной системы может вполне устраивать инфантильное, безответственное существование под его неограниченной властью.

Ребенку, который придет в семью, придется освоиться с распределением в ней ролей и сориентироваться, к кому идти с жалобами, от кого скрывать проделки, а с кем проводить выходной. Кроме того, ребенок сам должен найти свою роль в семье, и эта роль во многом определит его развитие. Для ребенка с трудным поведением очень велика вероятность получить роль если не «козла отпущения», то «нашей вечной семейной проблемы», или «воплощения семейных достижений», или «ужасной бедняжки, который пропал бы, если бы не мы». Все эти роли приводят не к лучшим результатам в развитии личности и становлении характера.

Любая семья существует не сама о себе, а включена в цепь поколений. И то, как именно будет устроена и будет действовать данная семейная система во многом зависит от того, какие примеры, уроки, заветы, она получила от своих предков, то есть семейная система во многом определяется семейной историей. Если, например, в семье на протяжении нескольких поколений старший ребенок был нелюбимым и проблемным, а все родительские чаяния сосредоточивались на младшем. это может стать образцом для невольного подражания. Молодое поколение этой семьи, заводя собственные семьи, будет уже словно ожидать от старшего ребенка чего-то плохого – а такие ожидания родителей непременно оправдываются. Или, например, в нескольких поколениях отец по той или иной причине оставлял жену с ребенком. Такой сценарий может стать для семьи привычным и повторяться вновь и вновь. Тогда появление ребенка у бездетной супружеской пары может спровоцировать разрыв, особенно если без отцов выросли и муж, и жена – ведь они просто не знают, не представляют себе, как это жить отцу вместе с ребенком.

Семейная история – не приговор, в ней нет никакой мистики, никакого «родового проклятья». Просто опыт предков действует на нас на подсознательном уровне и подсказывает выходы из сложных ситуаций, которые в этот момент кажутся нам самыми простыми и естественными. Если знать об этом, то сила такого «внушения» сразу ослабевает  и мы начинаем мыслить более разумно и самостоятельно.

С другой стороны, семейная история служит для нас и источником силы. Когда мы впадаем в отчаяние от того, что у ребенка сплошные простуды или нам не хватает денег ему на модную одежду, достаточно вспомнить опыт своей бабушки, которая в полной бедности вырастила и поставила на ноги тяжело больного сына. Для семей, которые берут на воспитание ребенка, источником силы и поддержки может стать опыт воспитания приемных детей, который был в их семьях. Нередко именно люди, которые  сами в детстве попали в хорошую семью и были там счастливы, становятся прекрасными воспитателями для детей с тяжелым прошлым.

V. Понятие и типы родительского отношения

Феномен родительского отношения исследуется в работах А.А. Бодалева, А.Я.Варги, В.В.Столина, Е.Т.Соколовой, Н. Штирмана, С. Броди и др.

Отечественные исследователи А.Я. Варга и В.В. Столин определяют родительское отношение как систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Ими разработан тест-опросник родительского отношения (ОРО), который состоит из 5 шкал, отражающих различное отношение к ребенку.

Приведем краткую характеристику шкал опросника и соответственно типов родительского отношения:

  1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает эмоциональное отношение к ребенку и включает два типа: принятие и отвержение. Если выражено принятие, то ребенок нравится родителю таким, какой он есть, родитель уважает индивидуальность ребенка. При отвержении родитель не принимает ребенка во всех его проявлениях, не доверяет ребенку, испытывает к нему разные негативные чувства: раздражение, злость, досаду, обиду и т.п., не уважает его личность.
  2. «Кооперация». При стремлении к кооперации родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается быть с ним на равных, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, доверяет ему.
  3. «Симбиоз». Симбиотический тип родительского отношения означает, что родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности и оградить от жизненных трудностей. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, воспринимает его маленьким и беззащитным.
  4. «Авторитарная гиперсоциализация». Отражает авторитарный тип родительского отношения. При таком отношении родитель требует от ребенка безоговорочного послушания, дисциплины. Родитель не в состоянии встать на точку зрения ребенка. Пристально следит за социальными достижениями ребенка, его мыслями и чувствами; т.е. все под контролем взрослого.
  5. «Маленький неудачник». Отношение к ребенку как к неудачнику отражает стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личностную и социальную несостоятельность. Ребенок представляется неуспешным и открытым для дурного влияния. В связи с этим родитель стремится контролировать его действия.

А.В. Петровский рассматривает следующие типы родительского отношения: диктат, опеку, конфронтацию, мирное сосуществование на основе невмешательства, сотрудничество. Другой отечественный исследователь, Саготовская Л.Г., выделяет шесть типов родительского отношения:

  1. Чрезвычайно пристрастное отношение: дети — главное в жизни.
  2. Безразличное отношение.
  3. Эгоистическое отношение: ребенок — основная рабочая сила семьи.
  4. Отношение к ребенку как к объекту воспитания, без учета особенностей его личности.
  5. Отношение к ребенку как к помехе.
  6. Уважение к ребенку в сочетании с возложением на него обязанностей.

Зарубежный психотерапевт Н. Штирман выделяет три типа родительского отношения к детям у больных психосоматическими расстройствами:

  1. «Связывание». Этот тип отношения предполагает жесткое, стереотипное общение, отсутствие гибкости во взаимоотношениях с детьми.
  2. «Отвержение». При таком типе отношения ребенка не принимают во всех проявлениях, что приводит к излишней автономности ребенка, и возможно, даже к аутизму.
  3. «Делегирование». При данном типе отношения родители делегируют ребенку свои нереализованные планы, перемещают на него свои несбывшиеся надежды, манипулируют ребенком как продолжением своего «Я». Истинные достижения детей при этом игнорируются.

VI. Понятие и типы семейного воспитания

По мнению В.М. Миниярова  под стилем (типом) семейного воспитания следует понимать наиболее характерные типы и способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия.

В.И. Гарбузов  рассматривает три типа патогенного воспитания.

  1. Тип А. Непринятие (эмоциональное отвержение). При данном типе ребенок не принимается таким, какой он есть, его стремятся переделать. Суть методов и средств воздействия состоит в чрезмерной требовательности, жестком контроле либо полной бесконтрольности и попустительстве.
  1. Тип Б. Гиперсоциализирующее воспитание — это чрезмерно выраженное воспитание в соответствии с социальными нормами, идеалами. Такой тип воспитания возникает, как правило, из-за повышенной тревожности и мнительности родителей в отношении социального статуса ребенка, его здоровья и т.п. Родители приписывают ребенку, что он должен хотеть, уметь, чего должен достичь. В результате у ребенка появляются различные страхи социального плана. Гиперсоциализирующее воспитание оказывает влияние даже на проявление природных свойств темперамента. Н.Н. Посысоев приводит следующие результаты исследований: при таком типе воспитания холерики становятся педантичными; дети сангвиники и флегматики становятся тревожными; дети меланхолики — нечувствительными.
  1. Тип В. Эгоцентрическое воспитание. Этот тип наблюдается в семьях, в которых у ребенка роль кумира. Ребенку навязывается мнение о том, что он представляет сверхценность для других. В результате у ребенка появляется много претензий к членам семьи и к окружающему миру. Такое воспитание может спровоцировать у ребенка истероидный тип акцентуации характера.

Как указывает В.Н. Дружинин [10], особенно чувствителен к аномалиям в стиле воспитания подростковый возраст. А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделяют шесть типов семейного воспитания подростков. По мнению исследователей, выделенные типы воспитания провоцируют или усиливают у подростков определенные акцентуации характера.

  1. Гипопротекция (гипоопека). Данный тип характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке и недостатком контроля. Ребенок предоставлен самому себе, переживая свою заброшенность. Неудовлетворенность потребности в родительской любви, невключенность в жизнь семьи могут приводить к асоциальному поведению. При данном типе воспитания усиливаются или развиваются конформный и неустойчивый типы акцентуаций характера.
  1. Доминирующая гиперпротекция (гиперопека). Данный тип воспитания проявляется в навязчивой заботе, чрезмерной опеке, мелочном контроле, запретах. У ребенка подавляется чувство ответственности, развивается безынициативность, неумение постоять за себя; либо появляется выраженное стремление к эмансипации. Тип воспитания «доминирующая гиперпротекция» определяет следующие акцентуации характера подростка: психастенический, сензитивный, астено-невротический и гипертимно- неустойчивый типы.
  1. Потворствующая гиперпротекция. Проявляется в стремлении удовлетворить все желания и потребности ребенка, в чрезмерном восхищении его минимальными успехами. Ребенку отводится роль кумира семьи, культивируется его эгоизм. В результате у ребенка формируется неадекватный, завышенный уровень притязаний, не соответствующий его возможностям. Потворствующая гиперпротекция способствует развитию истероидной акцентуации.
  1. Эмоциональное отвержение. Проявляется в непринятии ребенка во всех его проявлениях, потребности его полностью игнорируются. Выделяют следующие формы отвержения:
  • явное эмоциональное отвержение. Например, звучат фразы: ты мне надоел; не лезь ко мне; уйди;
  • скрытое эмоциональное отвержение проявляется по-разному: в виде иронии, высмеивания; в виде стремления завуалировать реальное отношение повышенной заботой.

Как считают исследователи, данный стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка. Эмоциональное отвержение влияет на развитие следующих акцентуаций характера у подростков: истероидной; шизоидной; сензитивная и астено-невротическая акцентуации способствуют развитию соответствующих психопатий.

  1. Тип патогенного воспитания: «жестокие взаимоотношения». Жестокие взаимоотношения с детьми могут проявляться по-разному: открыто, явно в виде насилия, побоев; скрыто в виде эмоциональной враждебности и холодности. При данном типе усиливается или формируются эпилептоидный и конформный типы акцентуаций.
  1. Повышенная моральная ответственность. При таком стиле воспитания от ребенка требуют проявления высоких моральных качеств: порядочности, чувства долга не в соответствии с возрастом ребенка. На ребенка, независимо от возраста, возлагают ответственность за благополучие родных людей и заботу о них. При таком стиле воспитания гипертимные и эпилептоидные черты развиваются в лидерство и стремление доминировать.

VII. Факторы нарушения эмоционально-личностного развития ребенка

Жизнь ребенка в пространстве проблемной семьи, с патогенным типом родительского отношения и воспитания, с неэффективной родительской позицией с большой долей вероятности, как показывают исследования, предопределяет его превращение в невротическую личность. Исследователи выделяют следующие базисные черты невротической личности:

  1. Сензитивность, которая проявляется в повышенной восприимчивости к сигналам внешнего мира.
  2. Тревожность, которая проявляется в восприятии мира как угрожающего. У невротика много страхов (страх оценки, толпы, публичного выступления и т.п.).
  3. Гиперсоциальность. Проявляется в чрезмерном чувстве ответственности, чувстве долга, отсутствии гибкости в межличностных отношениях.

К.Хорни выделила и описала основные невротические потребности личности:

  1. Потребность во всеобщей любви и одобрении. Для невротика характерно желание быть любимым всеми и каждым. Невротик никогда не уверен, что его действительно любят; он всегда стремится «заслужить» любовь. Эта его особенность обусловливает повышенную зависимость от объекта любви.
  2. Потребность лидерства, доминирования, властвования. Данная потребность может распространяться на все сферы жизнедеятельности, независимо от того, обладает ли человек возможностями и компетентностью для первенства. Желание невротика властвовать сопровождается отказом от принятия ответственности за бремя власти.
  3. Потребность в публичном восхищении и признании. Знаки социального (публичного) восхищения и признания становятся для невротика критерием (мерилом) самоценности личности. Существует такая закономерность: невротические потребности не насыщаемые, т. е. они не имеют пределов удовлетворения.

Исследователи выделяют следующие факторы в области детско- родительских и семейных отношений, которые провоцируют нарушения эмоционально-личностного развития ребенка и развитие у детей неврозов:

  1. Особенности семейных отношений в целом.
  2. Личностные особенности родителей.
  3. Особенности родительского отношения, родительской позиции или стиля воспитания.

Захаров А.И. рассматривает следующие особенности семейных отношений, порождающие невротизацию ребенка:

  1. Инверсия супружеских и родительских ролей, например, роль матери выполняет бабушка, а роль отца — мать.
  2. Образование в семье эмоционально обособленных диад (например: отец- сын, бабушка-внук), а также существование изгоев.
  3. Неблагоприятная семейная атмосфера: высокий уровень тревоги и эмоциональной напряженности.
  4. Тенденция ухода от решения семейных проблем и возникающих конфликтов.
  5. Депривация потребности ребенка в общении с родителями, в принятии и сопереживании.

Следующей большой группой факторов являются личностные особенности родителей: матерей и отцов. К неблагоприятным чертам личности матерей, обусловливающих патогенный тип родительского отношения и воспитания, исследователи относят следующие:

  • сензитивность — повышенная эмоциональная чувствительность, восприимчивость к сигналам окружающего мира, склонность легко волноваться;
  • аффективность как эмоциональная возбудимость, неустойчивость настроения;
  • тревожность — склонность к беспокойству по любому поводу, недостаточная согласованность чувств и желаний;
  • доминантность как стремление играть ведущую роль в отношениях с окружающими;
  • эгоцентричность — фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений;
  • гиперсоциальность как повышенная принципиальность, утрированное чувство долженствования.

Отечественный психотерапевт Захаров А.И. выделяет следующие психологические типы или точнее образы матерей детей с неврозами.

  1. «Царевна-несмеяна»: мать, склонная к сдержанности в выражении чувств, в проявлении доброты и отзывчивости. Такая мать не признает детского шума и веселья, испытывает навязчивую потребность делать замечания, стыдить, выискивать недостатки.
  2. «Снежная королева»: повелевающая, жесткая, непреклонная, внутренне холодная, равнодушная к страданиям других.
  3. «Спящая красавица»: мать, склонная к депрессивному мироощущению, заторможенная, самовлюбленная, отстраненная от потребностей ребенка.
  4. «Унтер-Пришибеев»: мать — грубая, постоянно командует детьми, недоверчиво относится к их опыту, легко раздражается, часто использует физические наказания.
  5. «Суматошная мать» — непоследовательная, противоречивая, взбалмошная, неугомонная. В своих действиях и воспитательных мерах бросается из одной крайности в другую. Любой пустяк превращает в трагедию.
  6. «Наседка»: мать — тревожно-беспокойная. Она сопровождает каждый шаг детей, предохраняет от трудностей, стремится все сделать за ребенка, а также заменить собой сверстников.
  7. «Вечный ребенок»: мать, которая так и не стала взрослой. Она обидчива, капризна. Детей воспринимает обузой, а себя жертвой.

Выделенные психологические образы матерей не следует рассматривать как застывшие личностные типы. Это, скорее, определенные тенденции в отношении матерей к детям.

Неблагоприятные черты личности отцов, обусловливающие патогенный тип воспитания, Захаров А.И. выделяет следующие:

  1. Психомоторная нестабильность и импульсивность (в отличие от аффективной неустойчивости у матерей). Дети, как правило, при этом страдают заиканием и тиками.
  2. Мнительность (в отличие от тревожности у матерей).
  3. Настороженность, недоверчивость в контактах, зависимость (в отличие от доминирования в отношениях у матерей).
  4. Гиперсоциальность, которая оттенена настойчивостью и упрямством, мелочной пунктуальностью и педантизмом.

Общие у матерей и отцов черты личности, провоцирующие нарушения эмоционально-личностного развития детей, выделяют следующие:

  • недостаточная уверенность в себе;
  • неадекватный уровень самооценки;
  • недостаточная пластичность (ригидность) в аффективной и когнитивной сферах;
  • выраженный эгоцентризм.

Выделенные личностные особенности родителей определяют неэффективную родительскую позицию, обеспечивают проблемы в области межличностных отношений в семье, влияют на личностное развитие детей.

Отечественные исследователи выделяют также следующие особенности родительского отношения и параметры неправильного воспитания, провоцирующие нарушения эмоционально-личностного развития детей:

  1. Непринятие ребенка, которое может проявляться в двух формах:
  • нежеланный ребенок (преждевременно появился, несоответствие пола ребенка ожиданиям родителей);
  • непринятие индивидуальности ребенка, особенностей его характера. В этом случае родитель стремится изменить ребенка, «переделать» его.

Непринятие ребенка может проявляться недостатком грудного вскармливания или физического ухода за ребенком; передачей родственникам и няням, ранним поступлением ребенка в дошкольное учреждение.

  1. Непонимание родителями особенностей личностного и возрастного развития ребенка (неадекватный «родительский образ»). Например, родители думают, что ребенок «не хочет» что-то делать, а он «не может», т.е. родители в своих требованиях не учитывают реальные возможности ребенка.
  2. Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. Эта особенность родительского отношения и воспитания вызывает нервно­психическое перенапряжение у детей, провоцирует их упрямство и психомоторные расстройства.
  1. Неравномерность отношения родителей. Проявляется в неодинаковом интересе к ребенку в разные периоды его жизни. Недостаток заботы сменяется её избытком, а избыток недостатком, например, при рождении второго ребенка.
  2. Непоследовательность. Проявляется в постоянно меняющихся и противоречивых требованиях к ребенку; в непредсказуемой перемене отношения и расположения к ребенку. Например, за одни и те же поступки родитель может то хвалить, то наказывать ребенка.
  3. Несогласованность действий родителей. Определяется разными взглядами родителей на воспитание и наличием конфликтных взаимоотношений между родителями. В результате родители используют разные критерии оценок по отношению к ребенку, противоречивые требования и санкции.
  4. Негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается:
  • несвоевременным откликом на ситуацию ребенка;
  • неадекватными формами реагирования;
  • фиксацией (застреванием) на проблемах ребенка и т.п.
  1. Аффективность. Родительское отношение отличается избытком раздражения, недовольства, нетерпеливостью требований и ожиданий. Ребенок становится чрезмерно возбудимым или чрезмерно заторможенным и не способным объективно усваивать требования родителей.
  2. Тревожность в отношениях с детьми выражается чрезмерным беспокойством и паникой по любому поводу, стремлением опекать ребенка, давать бесчисленные советы и т.п.
  3. Доминантность проявляется в стремлении подчинить ребенка, сделать его зависимым, в категоричности суждений, в использовании принуждения, репрессивных мер, включая физические наказания.
  4. Гиперсоциальность проявляется в стремлении к воспитанию идеального ребенка. Характерные признаки гиперсоциальности:
  • чрезмерная требовательность и принципиальность в отношениях;
  • навязывание детям большого количества правил и условностей, чтобы вели себя всегда безупречно;
  • беспочвенное морализирование: «ты не хороший, хорошие мальчики себя так не ведут», «как тебе не стыдно» и т. п.

12. Нечуткость (или недостаточная отзывчивость) родителей проявляется в несвоевременном или недостаточном отклике на просьбы детей, их потребности, настроение. Вовремя похвалить, поддержать ребенка представляет для родителей большую трудность, чем делать замечания, ругать и т.п.

Таким образом, на процесс формирования невротической личности оказывает влияние целый ряд параметров системы семейных взаимоотношений, главными из которых являются отношения со значимым взрослым.

VIII. Психологическая поддержка ребёнка

Психологическая поддержка — это процесс, в котором взрослый сосредоточивается на позитивных личностных особенностях ребёнка, на положительных сторонах его поступка, на поощрении того, что ребёнок делает с целью укрепления его самооценки; — это процесс, который помогает ребёнку поверить в себя и свои способности.

Ребёнок нуждается в психологической поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Оказывая психологическую поддержку ребёнку, взрослый вербально и невербально сообщает ребёнку, что принимает и любит его; что верит в него, в его силы и способности. Психологическая поддержка помогает ребёнку почувствовать свою значимость. Взрослые не смогут оказывать поддержку ребёнку, пока не научатся принимать сами себя; пока не достигнут самоуважения и уверенности.

Основными составляющими психологической поддержки являются способы личностно ориентированного взаимодействия с ребёнком: безусловное принятие, позитивное внимание, признание продуктов деятельности и особенностей поведения ребенка, одобрение его личностных свойств.

Безусловное принятие. От родителей, педагогов часто можно услышать обращения к детям следующего характера: «Пока ты не перестанешь, например, лениться, грубить, драться и т.п.;… пока ты не начнёшь, например, хорошо учиться, слушаться, помогать по дому и др., .не жди от меня ничего хорошего».

В подобных фразах ребёнку прямо сообщают, что его принимают с условием, т.е. его примут, будут любить, «только если.он будет выполнять определённые условия». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры; такое отношение проявляется и к детям чаще по сравнению с безусловным отношением.

Безусловно принимать ребёнка — значит любить его не за то, что он красивый или умный или отличник или хороший помощник и т.п., а просто за то, что он есть. Безусловно принимать ребенка — значит независимо ни от чего: независимо от внешности; способностей; достоинств, недостатков; независимо от того, как он ведёт себя здесь и сейчас. Ребёнок должен быть уверен: что бы он ни сделал, он достойное человеческое существо, даже если его поступок неприемлем.

Если детей принимают и любят безусловно, у них появляется чувство внутреннего равновесия, уверенности. Эта уверенность способствует формированию самоуважения ребёнка; что помогает ему изменить поведение на более приемлемое. Если же детей любят только тогда, когда они выполняют требования взрослых, соответствуют их ожиданиям, то они начинают чувствовать свою неполноценность. Детей начинают преследовать тревожность, неуверенность, низкая самооценка.

Если ребёнок ведёт себя неправильно, совершает плохие поступки, то безусловное принятие его взрослым показывает ребёнку следующее: хотя взрослый и не признаёт его поведение, но по-прежнему уважает как личность. Безусловным принятием взрослый помогает ребёнку понять, что его неудачи могут проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом.

Э. Фромм, автор гуманистической теории личности, рассматривая родительские отношения как фундаментальную основу развития ребенка, провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку. Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим параметрам: условность — безусловность; контроль — бесконтрольность.

Материнская любовь, как считает Э.Фромм, безусловна: мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, её нельзя заслужить (либо она есть, либо её нет). Отцовская любовь обусловлена: отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, её можно заслужить, но её можно и лишиться.

При этом Э. Фромм отмечает, что речь здесь идет не о конкретном родителе, а о материнском и отцовском началах, которые в определенной степени представлены в личности матери или отца. Таким образом, Э.Фромм выделяет такие существенные характеристики родительского отношения, как его двойственность и противоречивость.

К. Роджерс, в свою очередь, подчеркивает, что именно безусловное принятие родителями своего ребенка, безотносительно к совершаемым им поступкам, обеспечивает полноценное развитие личности ребенка. Таким образом, безусловное принятие ребёнка — это базисная составляющая психологической поддержки. Без данной составляющей невозможно осуществление всех других способов психологической поддержки.

Позитивное внимание. Ребёнку для нормального психического развития как воздух, как пища необходимо позитивное внимание взрослого. Согласно наблюдениям и исследованиям психологов, важно не количество, а качество внимания. Позитивное внимание может включать несколько мгновений (добрая улыбка, ласковый взгляд, комплимент и др.), а результаты его проявляются долго. Взрослому важно знать и помнить об одной закономерности: чем больше позитивного внимания он уделяет ребёнку, заполняя тем самым его эмоциональный резервуар, тем меньше потребуется негативного внимания.

Признание продуктов деятельности и особенностей поведения. При выражении признания продуктов деятельности или особенностей поведения лучше уходить от общих слов (например, «спасибо, Маша, за помощь!», «Антон, какой ты молодец!»)и выражать его конкретно (например, «Маша, я очень рада, что ты помогла приготовить обед», «Антон, меня восхитил твой способ решения задачи!»).Когда признание выражается конкретно, ребёнку становится понятно, что именно является положительным в его деятельности и поведении.

Можно предложить следующий алгоритм выражения признания:

  • имя ребенка;
  • описание действий ребёнка или результатов его деятельности;
  • описание своих чувств по поводу данных действий или результатов деятельности;
  • описание позитивного эффекта от действий ребенка.

Одобрение позитивных свойств личности и характера ребёнка.

Одобрение выражается в адрес позитивных черт (особенностей) личности и характера ребенка. Например: «Оля, меня восхищает твоя доброта!», «Саша, я в восторге от твоей смелости и настойчивости!». Как показывают наблюдения, от использования фраз-одобрений можно получить удивительный эффект: ребенок усиленно стремится проявлять замеченные взрослым позитивные качества.