Помочь ребёнку можно, лишь разобравшись и поняв, что происходит в чуткой детской душе, а, не просто пресекая то поведение, которое нам не нравится.
Нагрузка на работе, нехватка времени, материальные затруднения – всё это обуславливает трудности в воспитании подростков. Однако, не эти факторы играют решающую роль в построении взаимоотношений с собственными детьми. Важно помнить, что отношения всегда имеют воспитательный характер.
Довольно часто на отношения родителей и детей оказывают влияние отношения родителей со своими родителями, бабушками и дедушками ребёнка, а также личные особенности.
Подробно остановимся на самых распространённых ошибках: неправильное представление родителей об особенностях воспитания (например, выбранная стратегия воспитания), недостаточная психологическая компетентность в области возрастного развития и личностных особенностей ребёнка, что приводит к ошибочным суждениям и представлениям, а также ожиданиям, недооценка личного примера.
Чрезмерная забота — это уже ошибка, и результатом будет несамостоятельность ребёнка, который привык, что всё решают родители за него.
К негативному результату может привести строгая до жестокости власть над детьми. И тогда, в зависимости от личных качеств ребёнка, он может научиться этой жестокости, а может просто сломаться.
Переход от младшего школьного возраста к подростковому стремителен, и родители не всегда могут уловить существенные изменения в психике ребёнка, что способствует отчуждению. Родители иногда не понимают истинные потребности и мотивы детей, их поступков. Но ведь кроме взрослых, есть и ровесники, с которыми у детей складываются свои взаимоотношения. И тогда возможно, что он совершил поступок или проступок именно исходя из тех норм, которые сложились внутри класса или группы, с которой ребёнок контактирует. А у родителей возможны ошибочные представления в связи с этим.
Например, ребёнок сбежал вместе со всем классом со школы, потому, что ему важно было сделать это вместе со всем классом. Это не оправдание, а попытка понять истинный мотив его поступка.
Иногда родители раздражаются на медлительность детей, дело в том, что темперамент ребенка совсем не должен соответствовать темпераменту родителя. Если, например, у матери динамичная и сильная нервная система, а ребёнок унаследовал темперамент отца – флегматичный, медлительный. При этом для взрослого мужчины это может принимать характер основательности, то мать, подвижную и быструю, это может очень сильно раздражать. Ошибочна нетерпимость по отношению к собственным детям, темперамент врождённый и это нужно принять как данность.
Наверное, вы слышали о том, что вот в одной семье такие разные дети. Это, конечно, связано и с индивидуальными особенностями, и с отношением родителей к ребёнку, с личностными особенностями каждого родителя, а также установившимися внутрисемейными отношениями. Дети действительно растут в одной семье, но отношение к ним и позиции взрослых могут быть разными.
Также родители недооценивают личный пример. А ребёнок использует в дальнейшей своей жизни те правила и нормы, которые усвоил в семье.
Неумение предъявлять требования может создать тяжёлую, напряжённую обстановку. Ведь от умения предъявлять требования к ребёнку, а тем более к подростку, который теперь «уже взрослый», зависит то, насколько возможно побуждать ребёнка к хорошим поступкам и, вместе с тем, тормозить проявление отрицательных черт и действий.
Рассмотрим прямые и косвенные требования.
Прямые требования:
— требование-приказ, требование-угроза, требование-запрет – рассчитаны преимущественно на безоговорочное подчинение детей родителям. Эти требования вызывают протест и внутреннее сопротивление детей, потому, что звучат как команда. Жестокая требовательность, лишенная уважения к личности, превращается в принуждение, сковывает самостоятельность и активность ребёнка. И тогда есть опасность подавления личности.
Разве этого вы хотите? Ведь задача воспитания — сознательно побудить ребёнка к тем или иным действиям, а не принудить.
Более того, чтобы ваш подросток выполнял какую-то повседневную работу (помыл за собой посуду), достаточно в семье поддерживать полезные традиции в обстановке уважения друг к другу, нет необходимости прибегать к жёстким приказам.
В косвенных требованиях не чувствуется волевого нажима. Это будет целесообразнее для процесса воспитания. Благодаря косвенным требованиям устанавливаются доверительные отношения в семье, у детей не остаётся тягостного сознания, что их воспитывают.
Требование-совет, требование-просьба, требование-намёк, требование-одобрение основаны на использовании разумных доводов, поэтому с помощью косвенных требований можно добиться не слепого повиновения, а сознательного послушания.
Убеждающая требовательность, сочетание требовательности и такта – это наиболее эффективный способ воздействия.
Наиболее отчётливо изъяны семейного воспитания обнаруживаются в подростковом возрасте. Исправить педагогические ошибки, допущенные родителями, не всегда удаётся. Тем не менее, сами родители должны стремиться к тому, чтобы помочь своему ребёнку выйти из того тупика, в котором он оказался по их вине.
Хочется закончить словами И. Гёте: «Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше».
Автор статьи Пидсадняя Елена Анатольевна, психолог Кризисного центра