« Творчество — это загадка,
которую художник задает сам себе. »
(Станислав Ежи Лец)
В феврале в отделении экстренной помощи «Кризисного центра» был проведен Арт-Сет (Art—set – англ. Art – искусство, творчество; set – набор; в переводе с английского – «творческий набор») для женщин и детей, проживающих в Кризисной квартире.
Участникам мероприятия был предложен, своего рода, набор творческих дисциплин: Hand—made, рисование красками (пальчиковыми красками для самых маленьких), аквагрим.
Именно такой набор творческих дисциплин был выбран специалистами Кризисного центра не случайно.
Во избежание остановки творческого роста, необходимо сменить деятельность (возможно, на аналогичную), в случае стабильности эмоционального состояния творческая активность, наоборот, падает. Соответственно, чтобы повлиять на качество творческой деятельности, нужен положительный стресс такой, как резкая смена привычной обстановки, круга общения, интересов. Не секрет, что многие известные творческие личности именно таким образом преодолевали кризисы в своей работе.
Также, по мнению специалистов, хорошим условием для создания идей может стать и смена направления. Если мы переключимся с одного ракурса на другой, у нас могут возникнуть новые идеи и решения. Главное понять, какую проблему необходимо решить. Когда один вариант решения не работает, стоит перейти на другой.
Присутствующие на Арт-сете женщины и дети, пробовали себя в том или ином виде искусства, будь то рисование, аппликация или изготовление объемной игрушки; сменяли импровизированные творческие площадки… Все участники смогли попробовать свои силы во всех предложенных направлениях.
Прошедший «Арт-Сет» далеко не первое мероприятие такого рода, которое проводится во временном убежище для женщин, пострадавщих от домашнего насилия, Кризисной квартире. Для женщин и их детей регулярно проводятся мастер-классы по изготовлению открыток, игрушек и различного рода поделок. Психологи центра уделяют большое внимание творческому процессу в реабилитации людей, находящихся в кризисной ситуации. И на это есть ряд причин…
1. Творчество как способ самовыражения и познания себя и окружающего мира.
Творческий процесс индивидуален. В творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, переживания через подручные материалы. Все это происходит на подсознательном уровне.
«Творческий процесс – это особое время, когда «творит Душа», — объясняет заведующая отделением организационно-методической работы Анна Юдина. – Это возможность выразить свои чувства и эмоции, о которых мы не всегда знаем или пытаемся подавить. Каждому из нас полезно узнать о себе что-то новое…»
Такое понятие, как Арт-терапия, к нам пришло недавно, но оно уже прочно вошло в практику работы психологов и педагогов. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды Зигмунда Фрейда, по которым конечный продукт художественной деятельности человека выражает его неосознаваемые психические процессы.
Каждое произведение неповторимо: его форма, содержание и воплощение зависит только от настоящего момента, от того, какие мысли и чувства творец испытывал в данный момент. А потому, очень полезно иногда просто посмотреть на плоды своего творчества, чтобы лучше понять себя.
Для примера можно вспомнить, как малыши, не умеющие ни рисовать, ни даже разговаривать, выбирают для своего творческого процесса цвета и способы изображения чего-либо. В этот момент маленькие творцы не стараются воспроизвести реальность — они отображают свой внутренний мир, свои чувства и эмоции…
2. Творчество как средство для саморазвития.
Важно помнить, что великими художниками или музыкантами не рождаются – ими становятся. Творческий процесс разносторонне развивает личность, дает возможность разобраться в своих способностях, оценить свои возможности и т.д. Неспроста люди, регулярно посвящающие часть своего времени занятию искусством, имеют гораздо больший потенциал, чем те, кто не имеет подобных увлечений.
Такое разделение вполне закономерно. По мнению специалистов, творчество, если оно проявляется в поведении систематично, преобразует всю личность и, в частности, отношения с окружающими, отношения к различным сторонам жизни.
Творческий процесс развивает креативное мышление, способствует поиску нестандартных решений и выходов из трудных жизненных ситуаций и т.д. Стоит отметить, что очень часто нужное решение приходит «само собой» именно во время творческого процесса.
В этот момент у каждого человека появляется возможность отключиться от внутренних переживаний и проблем. Происходит, своего рода, эмоциональная перезагрузка, и проявляется еще одно немаловажное свойство:
3. Творчество как «антидепрессант».
Основной целью творчества, целью искусства является генерация эмоций. Эмоции автора в процессе творческого акта преобразуются в произведения искусства, которые в свою очередь вызывают эмоции зрителей, слушателей, читателей.
В момент «творения» у человека появляется возможность выплеснуть свои эмоции и переживания, создать на их основе что-то новое и уникальное. Это и возможность поделиться своими чувствами с окружающими, не рассказывая о них, и способ освободиться от внутренних переживаний…
По завершении своего произведения, можно его оценить: отметить свои положительные стороны, подчеркнуть положительную динамику в развитии своих творческих способностей… Так же следует поступать и при оценке детского искусства – например, юному творцу будет приятно услышать о своих успехах от родителей, и это побудит его развиваться дальше.
И самое главное — занимаясь искусством, важно помнить, что креативный процесс должен приносить, в первую очередь, радость. Не обязательно посвящать искусству всю жизнь, вполне достаточно будет регулярных занятий с целью эмоциональной разгрузки.
Специалист по социальной работе
отделения организационно-методической работы
Татьяна Мухамадеева