Учебная несамостоятельность ребёнка – это неспособность ученика самостоятельно справляться с учебными задачами и сопутствующими им обстоятельствами (дорога до школы, запись домашнего задания, сбор портфеля и учебников, посещение внеклассных и внеучебных мероприятий).
Многие родители сталкиваются с проблемой школьной несамостоятельности детей. Она встречается как у младших школьников, так и у среднего и старшего звена. Родителям буквально приходится второй раз учиться в школе вместе с ребёнком.
Рассмотрим основные признаки учебной несамостоятельности у ребенка:
- Ребёнок не знает что задано на дом, надеется на одноклассников, электронный журнал, родительский чат и т.п.
- Школьник не может вовремя сесть за уроки, ленится или забывает вовсе.
- Ученик постоянно опаздывает, не может распланировать своё время (дорогу до школы, время перемены в школе и отдыха дома).
- Ребёнок делает домашние задания только с помощью родителей, репетиторов, либо в их присутствии.
Причины учебной несамостоятельности:
- Чрезмерная опека родителей, которые стараются максимально контролировать ребёнка во всём. Чем дольше это продолжается, тем выше развитие выученной несамостоятельности у ребёнка.
- Постоянное присутствие дома кого-то из родителей (работа на дому, ведение домашнего хозяйства).
- Перегрузка ребёнка секциями и дополнительными занятиями.
- Отсутствие режима дня в семье.
Что можно порекомендовать для изменения ситуации:
🔸Постепенно переставать контролировать ребёнка в учебном плане и организационных моментах, а именно: пару раз не напомнить ему о домашнем задании, сборе рюкзака и перекуса, второй обуви, в следующий раз не проконтролировать выполнение уроков или проекта. Только «падение с родительских плеч» сможет кардинально исправить ситуацию. Целесообразно предупредить классного руководителя о том, что в ближайшее время ребёнок может выглядеть неопрятно, забыть учебник, либо не подготовиться к уроку.
🔸Наладить режим дня ребёнка. Важно, чтобы день ученика не был загружен до такой степени, что он целый день сидит за партой сначала в школе, потом дома. Секции также являются нагрузкой. Фраза: «Лучший отдых — это смена деятельности» применима для взрослых, а не для детей. Важно помнить, что детям необходимо больше времени на отдых и сон.
🔸Ограничить использование гаджетов как в жизни, так и во время выполнения домашних заданий (если домашнее задание не связано с использованием гаджетов). Никаких постоянных переписок в мессенджерах по пустякам, только звонки и по важным вопросам. Пусть ребёнок понимает, что учёба – это его зона ответственности, а не взрослых. Как говорил К. Д. Ушинский: «Самая важная часть воспитания — образование характера».
🔸Если есть необходимость контролировать или помогать в выполнении домашних заданий, то постарайтесь организовать ваше рабочее пространство таким образом, чтобы иметь какое-то параллельное дело. Что это означает на практике? Ребёнок за кухонным столом делает уроки, мама на кухне моет посуду, готовит и т.п. С одной стороны, мама находится рядом и может помочь в решении сложной задачи или уравнения, с другой стороны, ребёнок видит, что мама занята, лучше её не отвлекать по мелочам, и старается сам выполнить все задания. С каждым разом, уменьшая своё присутствие в момент подготовки к урокам, родители приучают ребёнка к самостоятельности.
Автор публикации Чернышкова Анна, специалист по социальной работе Кризисного центра