Учитель, ученик, учеба…Кому легко?

Представьте себе ситуацию – ваш ребенок не хочет делать уроки, учиться, говорит, что учителя придираются, их слушать неинтересно и т.д. Как родитель, вы, возможно, переживаете — с какими оценками ребенок закончит школу, поступит. Или, что тоже может быть, вас все устраивает как есть, даже если есть и тройки в четверти, и вы не переживаете. Но, так или иначе, родители периодически ходят на собрания в школу, и даже если вы не переживаете, то замечания учителя по поводу оценок вашего ребенка могут быть неприятны. Ваши родительские чувства можно понять.

 

Важно, конечно же, прислушиваться к ребенку, когда он говорит, что ему тяжело, что учителя объясняют непонятно, да и вообще зачем эти предметы нужны. Он все равно уже знает, куда поступит, или не знает. Необходимо обращать внимание, если отношения с педагогом у ребенка не ладятся, но надо ли спешить обвинять во всем учителя, не разобравшись?

 

А теперь представьте обратную картину – учитель приходит на урок, подготовившись, подыскав интересный материал, просидев полвечера в бумагах и за компьютером. Тут в класс на урок заходят дети, не проявляющие интереса к тому, что говорит педагог, разговаривают с соседом по парте или играют в телефон. И как в этой ситуации будет чувствовать себя педагог? В этом случае его, как учителя, тоже понять можно. Вполне резонно, если он начнет в такой ситуации делать ребенку замечания. Конечно, далеко не все дети такие, многие проявляют и интерес, и рвение к учебе, да и причин их поведения много. Однако, это далеко не всегда так. И, прежде чем обвинять учителя, который может получать замечания от руководства, что дети имеют низкие оценки по предметам (хотя некоторых родителей это даже не беспокоит) – может лучше поинтересоваться, а как ваш ребенок ведет себя на уроках? Слушает ли он вообще, что говорит педагог? Проявляет ли себя как-то на уроке, или сидит в ожидании, когда он закончится? А может вообще, нарушает дисциплину в классе, вступает в споры с учителем?

 

Прислушивайтесь не только к своему ребенку, но и присмотритесь к педагогу. Учителя бывают разные, но может он и не такой, каким описывает его ваш ребенок, и есть смысл все-таки побеседовать с учителями вашего ребенка и классным руководителем. Вы знаете его, как родители ребенка, а педагоги – как ученика. Учитель не может знать вашего ребенка как родитель, а вы – не можете смотреть на него как на ученика, так объективно, как педагог, и важно объединить ваши усилия. Ведь и вы, и педагог движетесь в одном направлении – обучении ребенка, помощи ему в том, чтобы найти себя и стать полноправным членом общества. Ваши усилия можно объединить.

 

Если вас беспокоит успеваемость вашего ребенка, вы можете и поговорить с учителем, и совместно решить как помочь ребенку с учебой. Чуткий и внимательный педагог, даже если он строгий, может подсказать, на что вам следует обратить внимание, по каким предметам вам можно не беспокоиться, а что у ребенка «западает», или где он слишком много пропустил. А что касается строгости, она бывает  уместной — на уроке есть определенные правила поведения. Вы же, когда приходите на работу, не ведете себя там, как хотите? И в том случае, вас все же что-то беспокоит – можно это обсудить. Немало зависит от отношения педагога и ученика, в том числе и желание учиться. Если по каким-то причинам с учебой возникают проблемы – можно выслушать мнение как ребенка, так и педагога, а разобравшись — вместе решить их. Если проблемы действительно серьезные, или возник какой-то конфликт, возможно уместно будет обратиться за советом к педагогу,  к школьному психологу.

 

В том случае, когда учитель – ваш союзник, ребенку будет проще с уроками. Ведь есть разница, идет ребенок в школу к «нелюбимым» учителям и их предметам, или он понимает, что если будут трудности, то ему могут помочь, подсказать. Глядишь, и азарт появится проекты делать, или что-то новое узнавать. В таком случае и у вас, и у ребенка будет больше поводов для гордости и радости, а школа и домашние задания перестанут быть камнем преткновения в ваших отношениях.

Автор публикации: Сбитняя Анастасия Николаевна,
психолог отделения психологической диагностики и коррекции МБУ СО «Кризисный центр»