Мотивация к обучению – одно из главных условий реализации учебно-воспитательного процесса. Она не только способствует развитию интеллекта, но и является движущей силой совершенствования личности в целом. Формирование мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности — одна из главных проблем современной школы. Мотив — это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности.
В младшем школьном возрасте мотивация еще есть. Приходя в школу, первоклассник страстно желает хорошо учиться, чтобы радовать окружающих, быть лучшим, нравиться другим. Дети даже обижаются, если им не задают домашнее задание, не оценивают. Творческий педагог младшей школы использует в своей работе игровые методы, развивает, побуждает к творчеству. И маленький фантазер отвечает взаимностью. Исследования психологов подтверждают, что успешное обучение детей в школе зависит от поведения родителей: помогают ли они детям развивать уверенность в собственных силах, поощряют ли выполнение посильных заданий в школе и дома. В таких семьях дети окружены теплом и любовью, а методы контроля и поддержания дисциплины характерны скорее для авторитетного, чем авторитарного стиля родительского поведения. Дети знают границы дозволенного, но при этом чувствуют себя в безопасности и уверены, что их любят. И, наверное, самое важное — родители успевающих учеников постоянно общаются с ними. Анализируют вместе прочитанную книгу или просмотренный фильм, внимательно выслушивают их мнение, регулярно разговаривают с ними. Родители поддерживают интерес детей к познанию и подают им в этом пример.
В чем же заключается влияние семьи и школы на успешное обучение ребенка? Можно сказать так: школа дает ребенку научные знания и воспитывает сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармоничного развития личности необходимо и то, и другое. Школьная успеваемость при этом — важный критерий оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят качества, которые больше всего заботят его родителей — поддержание престижа (дома задаются вопросы: “А кто еще получил отличную оценку?”), послушание (“Тебя сегодня не наказывали?”) и т.д. Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка — то, на что претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, повышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро свыкаются с тем уровнем успешности, который возникает в начале обучения. Личностной особенностью у детей может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном неудовольствии со стороны родителей. Если временные трудности, которые переживает ребенок, раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают еще больших успехов и предъявляют своему ребенку более высокие и нереальные требования. Через рост тревожности и связанной с ней низкой самооценкой снижаются учебные достижения, закрепляется НЕуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других последствий — желанию бездумно соблюдать указания взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.
Взрослые, недовольные убывающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт.
Возникает замкнутый круг
Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Не наказывая ребенка за отдельные недочеты, снижаем уровень его тревожности и этим способствуем успешному выполнению учебных заданий.
Список рекомендованной литературы:
- Гликман И. З. Основы мотивации учения // Инновации в образовании. 2007 № 3. С. 64–81.
- Гольцова Л. «Я всегда иду в школу с радостью…»: динамика самооценки и познавательной мотивации детей 6–8–ми лет при разных стилях общения учителя // Учитель. 2006. № 1. С. 50–54.
- Гончарик Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации // Начальная школа. 2004. № 11. С. 45–49.
- Ефимова Л. А. Мотивация обучения младших школьников средствами театрального искусства // Начальная школа. 2006. № 2. С. 37–39.
Автор публикации: Воробьева Т.С., психолог отделения «Школа приемных родителей»