Вспомнилась картина, которую я наблюдала зимой, когда шла с работы – впереди меня шла мама с сыном-школьником лет семи-восьми. Весело смеясь, они любовались только выпавшим снегом и пытались толкнуть друг друга в сугроб. Повеселившись, они отряхнулись. Сын взял маму за руку и смирно пошел рядом, причем мальчик увлеченно начал что-то рассказывать, а мама внимательно его слушала.
К сожалению, сейчас редко такое увидишь. В современном мире все больше родителей вынуждены проводить время на работе, и, даже оказавшись дома, не всегда находят время для своих детей. Или не хотят найти время?
Многие могут возразить: «Я ведь обеспечиваю его всем необходимым», или «Да ему никто ни в чем особо не отказывает, у него все есть, даже то, чего у других нет. Благодарен должен быть, а он вместо этого…» Материальная составляющая важна, этого никто не отрицает, но забывается и другая, не менее важная – речь идет о психологическом здоровье ребенка.
К основным компонентам психологического здоровья относятся:
— позитивное самоотношение, самопринятие;
— чувство защищенности;
— социальный интерес, принятие других, способность проявить эмпатию по отношению к ним;
— эмоциональное благополучие, доминирование положительных эмоций над отрицательными;
— жизненный оптимизм;
— творческая активность, потребность в саморазвитии.
Во многом дети усваивают тот образец отношения к себе, миру, который им демонстрируют родители. Позитивно или негативно будет воспринимать себя ребенок – зависит от того, как воспринимают его родители. Ребенок относится к себе так, как к нему относятся родители, и как они о нем говорят – хорошо или плохо. В первую очередь дети обращают внимание на слова, на то, что говорят им родители, как говорят. Поэтому важно избегать излишней требовательности, критичности по отношению к ребенку. Не стоит сильно беспокоиться из-за оценок окружающих, касающихся вас, как родителей и вашего ребенка.
Для формирования у ребенка чувства защищенности необходимо поддерживать ребенка в сложных, непростых ситуациях, когда он беспокоится или боится. Таким образом, ребенок чувствует, что близкие и его дом – это поддержка, место, куда он всегда сможет обратиться за помощью, или, как говорят «Мой дом – моя крепость».
Важно, чтобы коммуникативные потребности ребенка своевременно удовлетворялись и развивались – это потребность в общении, во взаимодействии с окружающими. Другими словами, нужно общаться с ребенком, находить для него время, обучая его, как правильно вести себя в той или иной ситуации, как можно поступать, а как нельзя. Это способствует развитию у ребенка как социального интереса, так и способности понимать других при общении.
Важно самим родителям демонстрировать ребенку такое поведение, разговаривать с ним о чувствах, о том, что они есть и у других людей, и его действия оказывают влияние на окружающих. В этом случае ребенок учится проявлять эмпатию по отношению к другим, принимать других людей, что способствует, в том числе, и его эмоциональному благополучию.
Также для эмоционального благополучия ребенка важна спокойная, доброжелательная атмосфера в семье, взаимное уважение друг к другу. Следует избегать длительных конфликтных отношений с супругом, вовлечения ребенка во внутрисемейные конфликты.
Для творческой активности, потребности в саморазвитии важно поощрять творчество и начинания ребенка, его увлечения, даже если для вас они кажутся бессмысленными. Или, если вам очевидно, что результат его стараний, к примеру рисунок или поделка далеко не шедевр, и можно было сделать лучше. Просто похвалите ребенка за старания, а если он сделал что-то для вас – не скупитесь на слова, скажите лишний раз, что он молодец, и вам приятно, ведь дети стараются от души.
Таким образом, важным условием для психологического здоровья ребенка является не столько количество, сколько качество внимания – когда ребенка слушают, понимают и принимают тот факт, что у него тоже есть свои переживания, интересы, заботы. Можно проводить вместе с ребенком и пару часов в день после работы, при этом поддерживать хорошие и теплые отношения. А если к нему относиться, как к маленькому, отмахиваться от его рассказов и переживаний, то и целый день, проведенный в одной квартире, может быть бесполезен.
На психологическое здоровье ребенка могут влиять разные факторы, однако ключевое значение будет иметь отношение родителей к ребёнку. Благополучие ваших детей в ваших руках!
Используемая литература:
Панько Е.А. Психологическое здоровье ребенка: о путях и способах его укрепления в семье / Е.А. Панько, Е.П. Чеснокова, Т.М. Недвецкая; под общ. ред. Е.А. Панько. – СПб.: Речь, 2014. – 176 с.
Автор публикации – Сбитняя Анастасия Николаевна,
психолог отделения консультирования и психологической практики
Кризисного центра