В помощь приемным родителям: Трудное поведение приемного ребенка.

   Трудное поведение – всегда считается трудным для кого-то. Одно и то же поведение ребенка может быть трудным для одного родителя и  совершенно нормальным для другого.

   Для одного — непереносимы шум, беготня, озорство, а кто-то считает,что это нормальное поведение вполне здорового ребенка дошкольного возраста. Один родитель с ума будет сходить от постоянных слез, нытья и жалоб, другому не составит труда  лишний раз приласкать, пожалеть и утешить.

   Меньше всего ребенок хочет нас расстроить, разозлить или обидеть. Он просто ведет себя так, как ему удобнее, легче, привычнее, безопаснее. И он искренне недоумевает, почему это мы так «распереживались»?

    Родителю важно понять, на самом ли деле поведение ребенка можно назвать трудным, настолько ли оно отравляет жизнь и делает ее невыносимой? Родитель начинает чувствовать собственное бессилие, терять уверенность в себе, как в родителе, воспитателе, взрослом. Отношения с ребенком портятся из-за постоянных скандалов и препирательств. Порой атмосфера становится напряженной и каждый из членов семьи  может ощущать тревогу, страх, депрессию, отвержение, одиночество и  прочее.

   Случается так, что приемные родители, взявшие ребенка из детского дома, через какое-то время возвращают его обратно. Причины могут быть следующие:

  1. проблемы со здоровьем ребенка (9%);
  2. не устраивает внешность и поведение ребенка (29%);
  3. плохая наследственность (10%);
  4. приемный ребенок негативно влияет на родных детей (5%);
  5. неуверенность в собственной компетентности как замещающего родителя (6%).

 

    Все формулировки, так или иначе, указывают о неприемлемом поведении. И под «наследственностью» или «негативным влиянием на родных детей» имеются в виду и ссоры из-за поведения ребенка, с которым родители не в состоянии справиться.

   Одной из тревожных ситуаций, к которым можно отнести трудное поведение ребенка –это воровство. Прежде, чем «ставить диагнозы» о наследственности или браться за ремень, рекомендуем проанализировать ситуацию и задать себе вопрос: «Почему ребенок совершил воровство?» Причины могут быть разные. Но чтобы разобраться в них, необходимо понять, что же стоит за этой потребностью: потребность в своей значимости или потребность быть услышанным, нужным; потребность в успешности или получение внимания? То или иное поведение ребенка, приемного или родного, это своего рода сигнал, который подает ребенок для родителей, для взрослого (учителя, воспитателя, тренера).

    Пример: «Полина, 9 лет. В замещающую семью попала, когда ей было 7 лет, до этого с рождения жила в доме малютки, а затем в детском доме-интернате. Новые родители от классной руководительницы Полины узнали, что девочка, вместе с другими девочками из класса, крадет вещи у своих одноклассников. После консультаций с родителями и девочкой выяснилось, что ребенок таким образом завоевывает внимание у своих одноклассниц, которые берут ее в свой круг общения только под таким условием: «Принесешь эту вещь, считай, что ты с нами». Некий «закрытый клуб», где главным входным билетом служит украденная вещь. Главная потребность этого ребенка – быть принятым сверстниками, иметь друзей. Что характерно для подросткового возраста, где ведущим видом деятельности является общение со сверстниками.

    Причиной воровства может служить и недостаточная сформированность представлений о собственности. Особенно характерно для детей, которые воспитывались в детском доме долгое время. Такой ребенок может ничего не знать о наличии денег, о том, что они кому-то принадлежат. Таким образом, у ребенка может не быть опыта обладания своими собственными вещами, а значит, и привычки уважать чужую собственность. В этом случае потребность ребенка – разобраться в вопросах собственности, стать квалифицированным пользователем такой непростой субстанции, как деньги. Здесь задача родителей, помимо воспитательных бесед, проанализировать на сколько в данный момент ребенок является собственником , например, своего личного пространства, и есть ли у ребенка карманные деньги,  может ли он принимать решения относительно своих личных вещей (в рамках дозволенного).

    Другими видами трудного поведения ребенка могут быть ложь, нецензурная брань, драки, побеги из дома и прочее. Следствием таких поступков ребенка является неудовлетворенность одной из его потребностей: любви, внимании, безопасности, понимании, ласке, уважении, познании, свободе, независимости, реализации собственного потенциала. Услышать ребенка, понять, помочь – одна из главных задач родителя для коррекции поведения своего озорника.

   Каким бы ужасным, неуправляемым, ненормальным ни казалось поведение ребенка, с ним необходимо справляться и, если действовать последовательно и не отчаиваться, тогда оно представится не катастрофой, а просто задачей, сложной, но решаемой.

   Помните, что самое главное у ребенка уже есть — это его семья, есть вы, взрослые, которым он небезразличен, которые готовы ему помочь.