13 марта психологами МБУ СО «Кризисный центр» был проведен тренинг коммуникативных навыков «Психология общения»для специалистов Детского дома №6.
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе.
По определению, общение –это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Само общение включает в себя три различных стороны:
- коммуникативная (обмен информацией);
- интерактивная (обмен действиями);
- социальная перцепция (восприятие и понимание партнера).
Вне общения невозможна человеческая деятельность.Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Было доказано, что в условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации.
Как уже было отмечено, всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Но выстроить общение таким образом, чтобы оно стало наиболее эффективным и продуктивным, зачастую оказывается непросто. А ведь в условиях трудового коллектива правильное взаимодействие в команде играет важнейшую роль.
Именно с целью повышения эффективности межличностного общения в среде сотрудников детского дома №6 психологом «Кризисного центра» Еленой Садыриной был проведен тренинг коммуникативных навыков – «Психология общения».
В течение полутора часов участники открывали для себя основные принципы продуктивного общения в коллективе, узнавали себя и своих коллег с новых сторон, а также учились работать в слаженной команде.
В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения: передачу информации, взаимодействие, и что очень важно – познание людьми друг друга. Именно для того, чтобы лучше узнать друг друга, участникам тренинга было предложено задание — интервью «Узнаем друг друга лучше!».
В течение пятнадцати минут коллеги задавали друг другу вопросы об интересах и увлечениях, самых больших достижениях и т.д. Интересен тот факт, что сослуживцы, проработавшие долгое время в одном коллективе, в ходе занятия узнавали друг друга заново. И открытия, порой, были самые неожиданные. Для лучшего понимания друг друга, участникам было также предложено найти общие стороны и интересы.
В процессе разговора участники отмечали, что любому человеку приятно слышать о себе положительную оценку качеств его характера и поступков. В большинстве случаев, мы привыкли акцентировать внимание на своих недостатках, чтобы знать, в каком направлении нужно двигаться, чтобы их исправить. Тем более, когда речь идет о наших профессиональных качествах. Однако такое поведение, по мнению психологов, в корне не верно, так как заставляет человека замыкаться в себе.
В коллективе для достижения цели нужно порой понимать друг друга и без слов, с помощью невербальных сигналов. Для определения сплоченности коллектива и плодотворного общения, участникам был предложен ряд упражнений на умение работать в команде.
«Во время тренинга я наконец-то почувствовала себя самой собой – открытой, готовой к общению! Появились силы и интерес работать единой командой. Ощущение надежного плеча рядом – это очень важно!» — поделилась своими впечатлениями одна из участниц.
Во время подведения итогов все участники тренинга единогласно пришли к выводу: «Чтобы общение проходило легко и конструктивно – нужно просто быть самим собой!»