В возрасте от 3 до 7 лет у ребенка могут появляться так называемые воображаемые друзья.
Это довольно распространенное явление, которое встречается у 2/3 детей младшего дошкольного возраста.
Итак, «Воображаемый друг» — вымышленный, реально несуществующий персонаж, который придумал сам ребенок в своём воображении. Он может предстать в образе героя сказки или мультфильма, одушевленной игрушки, фантастического существа, выдуманного человека и т.д. Ребенок может описать его внешний вид, голос, особенности поведения. Чаще всего вымышленный друг напоминает кого-то из окружения ребенка.
Взаимодействие с этими друзьями чаще всего выражается в форме совместных игр, взаимной заботы друг о друге, но бывают и ссоры. Длится такая дружба, как правило, от года до нескольких лет и чаще всего заканчивается с поступлением в начальную школу. Ребенок примеряет на себя новую социальную роль – ученика, меняется его окружение, и потребность в воображаемом друге отходит на задний план.
Почему появляются вымышленные друзья?
1️⃣ Богатая фантазия и воображение самого ребенка
2️⃣ Одиночество, недостаток общения со сверстниками
3️⃣ Страх наказания, вина – ребенок будет пытаться переложить ответственность: «Эту вазу разбил не я, а мишка»
4️⃣ Потребность в полном принятии и поддержке
Как вести себя родителям?
Самое важное успокоиться и понять, что наличие воображаемого друга, не симптом какого-либо душевного заболевания, а естественный этап взросления.
- Не запрещайте ребенку общаться и дружить со своим «вымышленным другом».
- Старайтесь сохранять нейтральную позицию: с одной стороны поддерживать игру ребенка, а с другой — не давать ему чрезмерно ей увлекаться, ограничивать её.
- Не позволять ребенку перекладывать на своего друга ответственность за свои поступки.
- Помогите ребенку наладить общение со сверстниками в реальном мире: ходите на детские площадки, праздники и развивающие занятия, в гости к друзьям ребенка. Старайтесь уделять своему ребенку больше внимания, разговаривайте с ним, проводите свободное время.
- Предложите ему интересную альтернативу в реальном мире, которая сможет заменить ему игры в своем воображении.
Возникновение воображаемого друга — один из этапов в жизни ребенка. Он может превратиться в проблему только при условии, что ребенок тратит все свое время на общение с другом и глубоко погружается в мир фантазий. В этом случае можно осторожно поговорить и рассмотреть вариант обращения к специалисту.
Автор публикации Аскарова Альбина, психолог Кризисного центра