Воображаемый друг или синдром «Карлсона»

В возрасте  от 3 до 7 лет у ребенка могут появляться так называемые воображаемые друзья.

Это  довольно распространенное явление, которое встречается у 2/3 детей младшего дошкольного возраста.

Итак, «Воображаемый друг» — вымышленный, реально несуществующий персонаж, который придумал сам ребенок в своём воображении. Он может предстать в образе героя сказки или мультфильма, одушевленной игрушки, фантастического существа, выдуманного человека и т.д.  Ребенок может описать его внешний вид, голос, особенности поведения. Чаще всего вымышленный друг напоминает кого-то из окружения ребенка.

Взаимодействие с этими друзьями чаще всего выражается в форме совместных игр, взаимной заботы друг о друге, но бывают и ссоры. Длится такая дружба, как правило, от года до нескольких лет и чаще всего заканчивается с поступлением в начальную школу. Ребенок примеряет на себя новую социальную роль – ученика, меняется его окружение, и потребность в воображаемом друге отходит на задний план.

Почему появляются вымышленные друзья?

1️⃣ Богатая фантазия и воображение самого ребенка

2️⃣ Одиночество, недостаток общения со сверстниками 

3️⃣ Страх наказания, вина – ребенок будет пытаться переложить ответственность: «Эту вазу разбил не я, а мишка»

4️⃣ Потребность в полном принятии и поддержке

Как вести себя родителям?

Самое важное успокоиться и понять, что наличие воображаемого друга, не симптом какого-либо душевного заболевания, а естественный этап взросления.

  • Не запрещайте ребенку общаться и дружить со своим «вымышленным другом».
  • Старайтесь сохранять нейтральную позицию: с одной стороны поддерживать игру ребенка, а с другой — не давать ему чрезмерно ей увлекаться, ограничивать  её.
  • Не позволять ребенку перекладывать на своего друга ответственность за свои поступки.
  • Помогите ребенку наладить общение со сверстниками в реальном мире: ходите на детские площадки, праздники  и развивающие занятия, в гости к друзьям ребенка. Старайтесь уделять своему ребенку больше внимания, разговаривайте с ним, проводите свободное время.
  • Предложите ему интересную альтернативу в реальном мире, которая сможет заменить ему игры в своем воображении.

Возникновение воображаемого друга —  один из этапов в жизни ребенка. Он может превратиться в проблему только при условии, что ребенок тратит все свое время на общение с другом и глубоко погружается в мир фантазий. В этом случае можно осторожно поговорить и рассмотреть вариант обращения к специалисту.

Автор публикации Аскарова Альбина, психолог Кризисного центра