В преддверии экзаменов волнительно всем: ребенку, его близким, педагогам. И начинается это «волнительно» задолго до ответственного мероприятия. Все участники расценивают экзамен как важный рубеж, позволяющий подвести итоги проделанной работы, а также стартовать в светлое будущее. На результат экзамена возлагается много надежд и ожиданий и, конечно, тревожит, а порой даже страшит, возможный неуспех во время сдачи – что же будет тогда?
В связи с этим, школьник зачастую длительно находится в состоянии тревоги. Состояние это поддерживается не только осознанием собственной ответственности в предстоящем событии, но и заботой, волнением близких, ежедневным удерживанием этой темы в фокусе внимания. А между тем известно, что длительное пребывание в состоянии эмоционального дискомфорта лишает человека способности к нормальной жизнедеятельности, снижает продуктивность и адаптационные возможности.
Отсюда возникает необходимость уделять особое внимание профилактике эмоционального благополучия ребенка в выпускных классах. Для того, чтобы сориентироваться, каким образом родителю поддержать ребенка, предлагаю вам оттолкнуться от понятия «тревога». Заглянем для этого в Большой психологический словарь (под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко).
Тревога — переживание эмоционального дискомфорта, вызванное ожиданием неблагополучия, предстоящей опасности.
В определении понятия «тревога» наблюдаются три ключевых составляющих: эмоциональное состояние, ожидание, предстоящая опасность. Рассмотрим каждую составляющую в отдельности.
1. ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ДИСКОМФОРТА.
Здесь важно отметить, что беспокоиться и волноваться, тревожиться по поводу экзамена – естественно и нормально. При этом тревога выполняет полезную функцию: охраняет и мобилизует силы, позволяет сориентироваться, обнаружить ресурсы, сконцентрироваться на выполнении задачи.
Бежать от чувства тревоги, отрицать его или фокусироваться на нем – непродуктивно. Стратегия «Ругать себя и бороться со стрессом» ведет к снижению самооценки и еще больше повышает тревожность.
Каким же образом, понимая это, значимый взрослый может поддержать ребенка?
- Важно самому оставаться эмоционально устойчивым, не эскалируйте (не нагнетайте) ситуацию, не поддавайтесь панике в связи с предстоящим экзаменом, чтобы не заразить этими эмоциями ребенка.
- Поделитесь собственным опытом. Что помогало и помогает вам справляться с подобными состояниями, с волнением, как настраивались в свое время на экзамен вы, что чувствовали накануне, во время и после тревожного события.
- Обсудите с ребенком режим учебы и отдыха. Продумайте, что, кроме учебной деятельности, важно привнести в жизнь в этот период. Откажитесь от перекоса в сторону увеличения нагрузки, не подкрепляйте стремление ребенка сидеть круглыми сутками над учебниками (зачастую именно увеличение нагрузки рассматривается способом нарастить учебные компетенции и, как следствие, справиться с тревогой). Продумайте разнообразный и качественного отдых, находите время на хобби, прогулки, развлечения и общение.
- Уделяйте особое внимание сну и полноценному питанию.
- Поддерживайте благоприятный психологический климат в семье.
- ________________ (здесь я оставлю лакуну свободной и предложу вам в комментариях к материалу поделиться, какие еще способы поддержания устойчивого психоэмоционального состояния вам знакомы).
2. ОЖИДАНИЕ.
Когда наши мысли постоянно устремлены в будущее, когда у нас много волнения о том, как будет («А что если…», «А вдруг…»), мы теряем контакт с настоящим, отказываемся от возможности наслаждаться жизнью «здесь и сейчас» («сейчас не могу себе позволить расслабиться, отдохнуть – все будет потом…»), или мы замираем и уходим в переживания по поводу надвигающегося небезопасного события, теряя много ресурса на поддержание себя в порядке.
Что делать?
- Возвращать себя в настоящее. Подумайте, что приносит вам удовольствие, радость? Вспомните, когда последний раз вы позволяли себе расслабиться и сделать именно то, что хочется? Радуйте себя, прислушивайтесь к себе и учите этому своего ребенка.
- Как только отследили возникшую мысль у себя/ребенка «Вдруг что-то пойдёт не так», скажите себе/ребенку, что не будете заранее расстраиваться из-за того, что ещё не произошло.
- Обращайтесь к известной фразе царя Соломона: «Все проходит, и это пройдет». Этот тревожный период временный, он точно закончится.
- Демонстрируйте ребенку, что цените и любите его, что вы рядом, при этом экзамен – важный период в жизни, одна из жизненных трудностей, но не вся жизнь.
3. ОПАСНОСТЬ и НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ
Здесь важно рассмотреть опасность на безопасном расстоянии, рассмотреть ЕГЭ-«монстра», сделать неопределенное по возможности определенным.
- Обсудите: Что случится самого страшного, если балл будет низким? Когда можно будет пересдать предметы? Что случится, если ребенок не поступит?
- Подготовьте запасной план на случай низкого балла ЕГЭ. Как будете действовать? Придумайте варианты (список запасных вузов и факультетов, колледжей с интересующей специальностью). Что если рассмотреть вариант устройства на работу с прицелом пересдать ЕГЭ на следующий год?
- Не делайте ставку только на ЕГЭ
Для того, чтобы заниматься интересным делом и хорошо зарабатывать, далеко не всегда нужен хороший аттестат и диплом престижного вуза. Рассмотрите различные варианты жизненных, образовательных и профессиональных стратегий.
- Наращивайте компетентность: проходите тренировочные тесты, регулярно занимайтесь по выбранным к сдаче предметам с учетом отдыха. Для этого составьте план подготовки: учтите в нем время, оставшееся до сдачи ЕГЭ, какие компетенции стоит нарастить, каких ресурсов и вложений это потребует, какие действия в связи с этим предпримите.
- _________________ (какие мысли, идеи есть у вас на этот счет? Делитесь в комментариях)
Родителям выпускников следует помнить, что именно от вашей поддержки зависит уровень успеха ребенка. Ощущая вашу поддержку, ваш выпускник будет чувствовать себя увереннее, и ему будет легче справляться со стрессом. Однако ядром вашей поддержки будет ваша собственная эмоциональная устойчивость.
О том, как справиться с собственной тревогой, как не транслировать ее ребёнку, как не назначать ребенка ответственным за обеспечение вашего спокойствия в период подготовки к экзаменам, мы расскажем в нашем аудиоподкасте.
Более подробно по теме вы можете послушать подкаст здесь.
Автор публикации — Кабакова Татьяна, психолог Кризисного центра
8-800-2000-122 — Единый Общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей.
Кризисный центр в рамках празднования Международного дня Детского телефона доверия приглашает к участию в социальной акции «ЛИНИЯ ДОВЕРИЯ».
#доверяемвместе74
#детскийтд
#кризисныйцентр74
Не оставайтесь равнодушными — присоединяйтесь к «ЛИНИИ ДОВЕРИЯ»!