Школьная травля (буллинг) — вид насилия, при котором имеет место принуждение, применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам.
Предпосылки жестокого обращения между детьми (явные):
— Борьба за лидерство;
— Столкновение разных субкультур, ценностей, взглядов и неумения толерантно относиться к ним;
— Агрессивность;
— Наличие у ребенка психических или физических изъянов;
— Зависть;
— Отсутствие предметного досуга.
Жертвами школьного насилия зачастую становятся дети с:
— Физическими недостатками (носящие очки, со сниженным слухом, нервным тиком, двигательными нарушениями и т.д.);
— Особенностями поведения (замкнутые дети или дети с импульсивным поведением);
— Особенностями внешности (рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба).
Агрессия может быть:
— Обоснованной и использоваться с целью защиты;
— Разрушительной и использоваться с целью нападения;
— Агрессия выражается в разнообразных формах и проявлениях и иметь скрытый, открытый индивидуальный или групповой характер.
Признаки, означающие возможность агрессивного поведения:
— агрессивное поведение в прошлом;
— вспышки раздражительности и неконтролируемого гнева, неприсущие данному возрасту;
— демонстрация антиобщественного поведения, начавшаяся с раннего возраста;
— завязывание и/или поддержание дружеских отношений с «проблемными лицами»;
— частое употребление ругательств или оскорбительных выражений;
— школьник часто угрожает окружающим;
— употребление алкоголя или ПАВ;
— частые прогулы и/или неоднократные исключения из школы;
— отсутствие или небольшое число друзей, несмотря на достаточно долгое проживание в данном районе;
— резкое падение успеваемости и/или интереса к школьной деятельности;
— жестокое обращение с животными;
— недостаточный родительский присмотр для данного возраста и уровня зрелости;
— неоднократно становился свидетелем насилия в семье или других видов насилия;
— пережитая травма или потеря в семье или сообществе;
— школьник не считается с чувствами и правами других людей;
— запугивание других людей;
— винит окружающих в своих проблемах и проявляет мстительность;
— выражение чрезмерного гнева в письменных работах;
— суицидальные мысли.
Как помочь детям-агрессорам и детям-жертвам?
— Стимулируйте детей к овладению новыми навыками и отказу от вредных привычек.
— Обсуждайте и вовлекайте детей в альтернативные способы решения возникающих проблем.
— Помогите детям в достижении решений на основе общего согласия.
— Разработайте индивидуальные планы по изменению поведения детей с агрессивным поведением. Учителям, школьным психологам полезно также наладить регулярные контакты с семьей ребенка для обмена информацией, обсуждения достигнутого прогресса или возникающих проблем и осуществлять совместную работу на постоянной основе для эффективной помощи ребенку.
— Продумайте систему конкретных напоминаний и поощрений для детей, которым для изменения поведения требуется дополнительная поддержка. Дети должны понять, что эти системы лишь временное явление. Помогите им сконцентрироваться на самоконтроле и анализе естественных социальных последствий изменения поведения.
— Рассмотрите возможность использования процедуры «короткого тайм-аута» для воздействия на агрессора в качестве одной из исправительных мер. Цель — на короткое время изолировать ребенка от факторов, подталкивающих его к агрессивному поведению, включая внимание со стороны взрослых и сверстников.
Тайм-аут позволяет остановить и предотвратить развитие агрессивных действий. Однако необходимо объяснить и показать детям правила и суть тайм-аута и причины его использования, а также не допускать слишком частого или неправильного применения этой процедуры.
— Обеспечьте дополнительную поддержку детям с агрессивной манерой поведения. Не отходя от плана по изменению поведения, дайте детям понять, что для вас очень важны их чувства и нужды, что вы заботитесь о них и можете помочь им изменить свое поведение. Самое важное, что в ходе реализации плана по изменению поведения вы должны оказывать детям эмоциональную поддержку. Точно также как ребенок должен понять, что насилие по отношению к другим в классе неприемлемо, он должен знать, что вы заботитесь о нем, и что он может научиться новым способам решения проблем.
Для того, чтобы избежать участия в актах насилия, учащимся необходимо предоставить больше возможностей для здоровой, продуктивной деятельности.
Если возникли вопросы, можно получить бесплатную анонимную консультацию психологов по телефонам доверия: для взрослых (351) 7355161, для детей, подростков и их родителей 88002000122.
При необходимости можете записаться на очную или дистанционную консультацию по телефонам: (351) 2635123, 7350218