Я женщина. Я и мои дети.

   В МБУ СО «Кризисный центр» состоялась очередная встреча группы  женщин, пострадавших от домашнего насилия. Это очередное групповое занятие  в рамках проекта «В кругу семьи». Тема разговора: «Я женщина. Я и мои дети».

   Психолог Центра, Елена Садырина, помогала женщинам выявить стереотипы отношения к своим детям, которые они сами унаследовали от родителей, а также  скорректировать взаимоотношения с собственными с детьми.

   Для осознания моделей взаимоотношений с детьми, участницам группы было предложено  составить списки ожиданий от своих детей, родителей, а также поразмышлять о том, чего, в свою очередь, могут ожидать от них их дети и родители.

   Анализируя полученные результаты, женщины делали для себя настоящие открытия:

   «Я так хотела, чтобы меня просто любили, без всяких условностей!  А ведь и моим детям, по сути, нужно тоже самое – любовь и внимание», — делится мыслями одна из участниц.

   «Я жду того же от своих детей, что мои родители ждали от меня – успешности, чтобы у них в жизни все было хорошо», — размышляет другая…

   В ходе обсуждения, женщины искали ответы на вопросы: а что значит «хорошо»? То, что хорошодля родителя, хорошо ли для ребенка, и наоборот?  Ведь родитель только на опыте собственной жизни, многое пережив и испытав,  делаетвыводы и извлекает уроки из собственных ошибок. А у ребенка своё время исвоя жизнь, свои ошибки и промахи. Научиться прислушиваться к ребенку, давать возможность выбора, а не программировать и не пытаться реализовать через ребенка, то, что не удалось в собственной жизни родителям, — вот главная задача, которую еще предстоит выполнить женщинам.

   Очень много эмоций вызвало упражнение, когда участницы записывали и озвучивали  группе то, что хотели бы услышать от своих детей и родителей.  Каждой участнице было предложено  сесть в центр круга, закрыть глаза, а группа произносила ожидаемые ею фразы для неё,от имени её детей и её родителей.Равнодушных не было! Многие не могли удержать слез, когда слышали те самые слова, которые очень хотели  услышать, но никогда не слышали или слышали крайне редко от своих самых близких людей. Это не могло не вызвать боль в  душе.

   Рассуждая и анализируя это упражнение, женщины пришли к выводу:

   – Убеждения, приобретенные нами в детстве, по-прежнему живут в нашем внутреннем «ребенке». Если у наших родителей была жесткая система жизненных ценностей, и мы сами проявляем по отношению к себе излишнюю суровость, то наш внутренний «ребенок» все еще следует родительским канонам.

   – Когда мы вырастаем, то часто говорим себе: «Я буду воспитывать своих детей по-другому». Однако всё, что мы знаем, – наука окружающего нас мира. Рано или поздно мы начинаем подражать нашим родителям, но если мы это понимаем, мы можем сказать себе:«Стоп», — и посмотреть на этот мир другими глазами, глазами своего ребенка.

   Вовремя занятияженщины учились «правильно» разрешать конфликты с детьми, получили  информацию о разных способах реагирования на столкновения с другими людьми:

1) Занять позицию противника (против людей — это рано или поздно приведет к разрушению взаимоотношений);

2) Уйти от своих обидчиков (от людей,т.е. от межличностных отношений и контактов);

3) Сократить дистанцию с обидчиком и попытаться выяснить причину его неподобающего, с Вашей точки зрения, поведения или объяснить свое «дурное» поведение, с его точки зрения (к людям).

   Обсуждая предложенные стратегии разрешения конфликтов, участницы группы пришли к пониманию того, что позиция«идти к людям» пробуждает способность человека переживать чувство «с людьми», соединиться с другим человеком, подарить другому человеку свою любовь.

   Свою жизнь на Земле человеческое существо начинает именно с этого способа разрешения противоречий – ВМЕСТЕ, РЯДОМ, С людьми, но потом начинает пользоваться обидой, отвержением, враждебностью, тем самымлишая себя радости жизни.