«Невозможно воспитать хорошо, если сам дурен»
Лев Толстой
Продолжая цикл статей по проблеме жестокого обращения с детьми, в рамках городской акции «Защита», психолог Евгений Емельянов представил свою статью о том, к чему могут привести различного рода насилия над детьми и как эти последствия можно избежать.
Маньяк на экране преследует и пытает свою жертву, притягивая внимание взволнованных глаз. Попутно режиссер раскрывает причины поведения насильника, рисуя сцены из детства в которых преследователь подвергался жестокому обращению со стороны близких. Таков сюжет многих триллеров и фильмов ужасов. В общественном сознании жестокое обращение с детьми, всегда неминуемо отражается на жертве, превращая её в забитого и мстящего всему человечеству невротика.
А к чему же на самом деле может привести психологическое и физическое насилие над детьми?
Наиболее значимыми людьми для ребенка являются его родители. Отношения с родителями влияют и на взрослого человека, определяя во многом его взгляды на окружающих людей, общественные институты, на себя самого, и на жизнь в целом.
По информации всемирной организации здравоохранения последствиями жестокого обращения с детьми могут быть пожизненные нарушения физического и психического здоровья.
Жестокое обращение приводит к стрессу, который связан с нарушением раннего развития мозга. Экстремальный стресс может нарушать развитие нервной и иммунной систем. Вследствие этого, в зрелом возрасте людям, подвергавшимся жестокому обращению в детстве, угрожает повышенный риск возникновения проблем в области поведения и физического и психического здоровья, таких как:
— совершение насилия или становление жертвой насилия;
— депрессия;
— курение;
— ожирение;
— сексуальное поведение высокого риска;
— незапланированная беременность;
— вредное употребление алкоголя и наркотиков.
В результате таких последствий для поведения и психического здоровья жестокое обращение может приводить к развитию сердечных и онкологических заболеваний, самоубийствам и инфекциям, передаваемым половым путем.
Жестокое обращение с детьми – это далеко не всегда исключительно лишь физическое насилие, оно включает в себя и эмоциональное насилие над детьми. Родители могут проявлять безразличие к ребенку, не замечать его потребностей, унижать ребенка, внушать ему, что он является бесполезной обузой, эксплуатировать его в коммерческих и других целях, совершать сексуальное насилие.
Отношения родителей и детей находятся между двумя противоположными точками «любовь – враждебность, не принятие», и двумя точками «контроль – свобода». С той стороны, где находиться «любовь» у родителей проявляется нежная забота о ребенке, понимание его внутреннего мира, терпимость к индивидуальным психическим и физическим особенностям, уважение его самостоятельности, поощрение инициативы. А с противоположной, отношение к ребенку как «не к тому», невнимательность, пренебрежительность, жестокость. С других вершин полный контроль или напротив такая автономия, которая местами выглядит как полная безнадзорность. Оптимальным является наличие определенной дисциплинарной системы, одинаково разделяемой обоими родителями. Особенно остро стоит вопрос о контроле по отношению к детям подросткового возраста. Родители должны знать, что непрестанные нравоучения, наставления, проработки и стремление жестко регламентировать жизнь подростка воспринимаются им как проявления неуважения, недоверия, ущемление прав на свободу и самостоятельность. Живой, активный с обостренным чувством взрослости подросток обязательно начнет борьбу против гнета взрослых, что обычно выливается в шумные семейные скандалы, вспышки обоюдного раздражения и агрессии, к побегам из дома. Дети робкие, с повышенной ранимостью, привязанностью к родным реагируют на родительские ограничения иначе: обычно слезами, самообвинениями и угрызениями совести, утрированным послушанием вплоть до полного отказа от собственных устремлений и самостоятельности. Плоха и другая крайность, когда предоставление абсолютной независимости подростку по существу оборачивается равнодушием, пренебрежением родителей к его духовному миру, а ребенком переживается как собственная ненужность, излишнее бремя для семьи.
Для подростков из семей с жестким типом общения часто характерна неустойчивая и неадекватная самооценка. Часто родители пытаются из благих побуждений или из-за подавляемой злости прикрытой благими побуждениями, сделать из ребенка сурового бойца подготовлено ко всем передрягам, всегда готовым защищать себя и своё место под солнцем. Такие родители держат ребенка в спартанских условиях, стараясь «не сюсюкать» с ребенком. Однако дети, которые воспринимают мир как жестокий, не предсказуемый и опасный с самого раннего возраста, во взрослой жизни демонстрируют лишь высокий уровень тревожности и трудности в установлении отношений с окружающими. Дети, которые имели негативный опыт внутрисемейных отношений: преобладание «воспитательных» рациональных воздействий над непосредственным эмоциональным отношением, наказание как основной способ контроля, отсутствие четкой воспитательной программы имеют низкую самооценку, выраженное чувство собственной изолированности и ненужности, малую социальную активностью и неудовлетворенностью в межличностных контактах.
Как избежать ошибок воспитания? Сложно будет ошибиться, если сказать что главное это принятие своей родительской роли и психологическое благополучие самих родителей, а не знание модных методик воспитания или проверенных опытом советов бабушки.
Например, матери с такими чертами характера, как тревожность, отсутствие гибкости в восприятии действительности, стремление соответствовать всем нормам общества, склонны бессознательно приписывать ребенку негативные черты, Образ ребенка искажается под воздействием неблагоприятных ожиданий матери, страха, что ребенок повторит черты нелюбимого человека (мужа, матери) или в ребенке воплотятся собственные нежелательные качества, которые бессознательно проецируются на ребенка. Ребенок же дабы не обманывать ожиданий родителей будет стремиться соответствовать этому образу.
Родители часто недовольны ребенком и иногда это недовольство обоснованно, однако чрезмерный завышенный объем требований к ребенку говорит о компенсации чувства неудовлетворенности собой и низком самоуважения родителей.
Ребенок, в свою очередь, воспринимает чрезмерные требования как недоверие к его возможностям и непонимание его внутреннего мира.
Часто родителей нетерпимы к различиям темпераментов своих и детей, родители жалуются на медлительность детей. Чаще всего такие жалобы исходят от матерей с динамичной и сильной нервной системой. Если ребенок унаследовал темперамент отца — флегматичный, медлительный (что у взрослого мужчины принимает характер основательности), то для матери-сангвиника, подвижной, быстрой, это может быть источником постоянного раздражения. Такие динамичные мамы стремятся увлечь сына-флегматика в поход, на длительную прогулку, в путешествие – но безуспешно. Они могут называть флегматика «лентяем», «тормозом», «тюфяком» говорить, что ему нечего не интересно, он нечего не хочет. Флегматик же предпочитает почитать про путешествия, лежа на диване, посмотреть по телевизору мультфильм и т.д. Как правило, у таких мам не хватает терпения и понимания позволить ребенку то, что ему хочется, и в семье возникают ссоры, взаимные недовольства.
У отцов нетерпимых к детям, конфликтных, прибегающих к жестокому обращению с детьми, дети могут проявлять симптомы «личностной беспомощности». Такие дети демонстрируют низкую активность при решении возникающих проблем, избегают любых рисков, предпочитают оставаться пассивными, проявляют равнодушие вместо активности, легко впадают в уныние и депрессию, склоны к пессимизму. Так же этому способствует чрезмерное потворствование, гиперпротекция, строгость наказания.
Дети не видят смысла трудиться и быть активными, если все их потребности без малейших усилий, со стороны детей, удовлетворяются, равно, как если все их начинания не приводят к положительному результату, а лишь встречают не понимание со стороны взрослых.
Родителям можно дать рекомендации стремиться к преобладанию в воспитании поощрения над порицанием, а тогда когда родитель всё же прибегает к порицанию то следует критиковать не личность используя различные общие оценки типа «лентяй», «неряха», «безвольный», а поступок. К примеру, не «мы вечно опаздываем, ты глупая скотина», а «твоё поведение приведет к тому, что мы опоздаем, затягивание сборов очень плохо в данной ситуации».
Порицание как негативное подкрепление – плохо изменяет то поведение, которое оно призвано изменить, а лишь учить ребенка избегать ситуаций, при которых ребенок получает порицания. К примеру, ребенок усваивает не то что нужно не прогуливать школу, а то, что факт прогула нужно тщательней скрывать от взрослых.
Общаться с ребенком надо как с равным, достойным уважения человеком, даже если он совершает проступок, требующий наказания; ребенок имеет право на собственную точку зрения. Не следует в авторитарной форме высказывать мнения о друзьях, интересах, увлечениях ребенка. Общение лучше строить в форме диалога.
Требования к ребенку должны быть последовательны и постоянны, у родителей должна быть общая система требований, а не у каждого своя, решать разногласия же лучше не в присутствии ребенка. Дисциплина от проявления жестокости отличается тем, что наказание возникает строго за совершенный проступок, и в соответствии с его тяжестью, а не как спонтанная вспышка агрессии, возникающая в зависимости от настроения взрослого.
Одним из главных факторов в воспитании детей является личный пример. Л.Н. Толстой писал: «Невозможно воспитать хорошо, если сам дурен».
Список литературы:
- Соколова, Е.Т., Чеснова И. Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей. – журнал «вопросы психологии».
- Гаврилова, Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей. – журнал «вопросы психологии».
- Циринг, Д. А. Психология выученной беспомощности [Текст]: учеб. пособие / Д. А. Циринг. М.: ACADEMA, 2010. – 409 с.
- Пайор, П. Не рычите на собаку! [Текст]: Карен Прайор М.: Эксмо, 2003.
- Информационный бюллетень N°150 ВОЗ Январь 2014 г.