Жестокое обращение с ребенком: симптомы и последствия физического насилия, рекомендации родителям.

FoXaZh5SgpsВ рамках городской  акции «Защита», психолог Кризисного центр Анастасия Назарова делится своими мыслями и опытом. 

Жестокое обращение с ребенком является, к сожалению, достаточно распространенным явлением в настоящее время. Оно накладывает отпечаток на физическое и умственное здоровье, на психику и взаимоотношения в обществе. Оно может происходить в открытой (сексуальное, физическое насилие) и в скрытой (психологическое насилие) формах. В данной статье мне хотелось бы рассмотреть индикаторы (симптомы), которые позволяют заподозрить факт физического насилия, а также его последствия.

Для начала раскроем суть самого понятия.

Под термином «физическое насилие» подразумевают насильственные и другие умышленные действия, которые причиняют ребенку физическую и душевную боль и страдания. Например, избиения, наказание ремнем, удушение, переломы костей, ошпаривание кипятком, запирание в темной комнате, лишение пищи и питья; нанесение серьезных внутренних повреждений, а также другие действия, которые наносят ущерб развитию, здоровью и жизнедеятельности ребенка.

Чаще всего родители прибегают к физическим мерам воздействия, когда ребенок ведет себя агрессивно (например, бьёт другого ребенка) или антисоциально (например, лжёт или ворует). Шлепками родители выражают ребенку свое неодобрение таких поступков. Но вопреки родительским ожиданиям, телесные наказания могут не ослаблять, а усиливать подобное поведение.

Существуют определенные индикаторы (проще говоря, симптомы), которые подразделяются на 3 группы: физические, поведенческие и семейные.

— К физическим (внешне заметным) индикаторам относятся: синяки, кровоподтеки, следы от ударов предметами (ремнем, палкой и WIR300812childprotection.jpgдр.), переломы в необычных местах, царапины, следы связывания, повреждения внутренних органов.

— К поведенческим индикаторам относятся: испуг при крике или плаче других детей, избегание физических контактов с другими людьми, страх перед родителями, ранний приход в школу/детский сад и очень поздний уход домой, отказ переодеваться в присутствии других, замкнутость или повышенная агрессивность.

— Семейные индикаторы включают в себя: ситуацию, когда родитель вырос в семье, где воспитание строилось на строгой дисциплине и чрезмерных наказаниях за малейшие провинности, психическую неуравновешенность, длительное употребление алкоголя и наркотиков, отсутствие поддержки со стороны близких и друзей.

 

Теперь, получив эту важную информацию, обратите внимание на поведение своего ребенка, нет ли в нем вышеописанных симптомов? Если присутствуют хотя бы несколько индикаторов, то Вам обязательно стоит задуматься над тем, чем они могут быть вызваны? Ведь одна из наиболее частых причин такого поведения ребенка — это его неблагоприятные отношения с родителями, семьей.

Теперь поговорим о последствиях, к которым приводит физическое насилие.

1. Травматические стрессовые реакции. Сюда относятся  состояние страха и тревоги, нарушение сна, плохой аппетит у детей.

2. Подозрительность и недоверие к взрослым. Физическое насилие понижает у ребенка чувство собственной защищенности, бьющие родители кажутся ему эмоционально далекими и недоступными.

3. Повышенная агрессивность. Дети, которые перенесли физическое насилие, отличаются задиристым, драчливым поведением по отношению к сверстникам, братьям и сестрам. Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить.

4. Низкая самооценка.

5. Депрессия и суицидальное поведение.

6. Нарушения в развитии речи и познавательной деятельности.

7. Нарушения в сфере межличностных отношений.

8. Потеря интереса к школе из-за снижения познавательной мотивации, повышенной растерянности. Плохая успеваемость детей часто обусловлена трудностями концентрации внимания, так как их мысли постоянно заняты проблемой своего существования в качестве жертвы.

Очевидно, что физическое насилие имеет тесную связь с психическим здоровьем ребенка. Родители, бьющие своих детей, обычно не подозревают, что могут этим причинить им психологическую травму и подорвать их психическое здоровье. На самом деле, это случается довольно часто.

Рекомендации родителям

1. Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка принятия пищи или отхода ко сну. Сделайте все возможное, чтобы правила соблюдались всеми членами семьи.

2. Никогда не шлепайте ребенка. Ребенок, которого шлепают, никогда не научится управлять своим поведением: он всегда будет искать кого-то еще, кто бы говорил ему, что правильно делать, а что неправильно. Такие дети обычно руководствуются принципом: «Я не должен ничего делать, иначе меня накажут», вместо «я не должен делать плохие вещи, потому что они плохие».

3. Поощряйте своего ребенка, когда он дружелюбен и настроен на сотрудничество. Поддерживайте его, когда он делает свой собственный хороший выбор.

4. «Никогда не бейте ребенка, чтобы прекратить то или иное его нежелательное поведение «на людях».К сожалению, многие родители стесняются того, что ребенок выходит у них из-под контроля и это происходит на глазах у других людей. Вы должны четко понимать, что ребенку гораздо тяжелее пережить насилие, совершенное на виду у других. Ведь  он думает, что его эмоции и его мнение ничего не значат для вас. Запомните – ребенок это не игрушка, которую можно в нужный момент положить в ящик или «выключить». Постарайтесь подстроиться под него, заранее подумав, в каких случаях возможны конфликты и постарайтесь их избежать. Если возникла непредвиденная ситуация, отойдите с ребенком в сторону, сядьте на лавочку и подождите, пока он успокоится.

5. Если вы думаете, что ваши собственные проблемы оказывают влияние на то, как вы воспитываете своего ребенка, остановитесь, подумайте и обртелефон доверияатитесь за помощью. Вы всегда можете обратиться за помощью к профессиональным психологам Детского (8-800-2000-122) и Взрослого (735-51-61) Телефонов Доверия, соблюдающим в своей работе принципы анонимности и конфиденциальности.

 

Список литературы

1. Фурманов И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика, коррекция.- СПб.: Речь, 2007 г. – 480 с.

2. Кон И.С. Бить или не бить? – М.: Время, 2012. – 448 с. – («Диалог»).

3. Варга А. Я. Насильники поневоле. —  Журнал «Индекс», 17/2002.