Все чаще слышим рассказы о том, как дети и родители находят друг друга. Принимают. Приемные дети, приемные родители –как это случается? И кто помогает им обрести друг друга? Как складывается их жизнь – новая жизнь в новой семье? Насколько труднее им, чем родителям с родными детьми? Вопросов много – кто даст ответы?
Наши собеседники сегодня –Ольга Трофимовна Бабанова, директор МАУ СО «Кризисный центр» г. Челябинска, Валентина Васильевна Крутолапова, начальник отдела опеки Управления социального развития Администрации г. Челябинска, и Инна Анатольевна Добровольская – психолог отделения Школа приемных родителей МАУ СО «Кризисный центр» г. Челябинска.
Четверг – любимый Катин день недели. Потому что по четвергам к ней приходят Ира и Слава. 7-летней Кате нравится рассматривать Иру – вот заколка интересная, браслет… и запах – такой домашний. Сначала духи, конечно, но если покопаться, то чувствуешь запах телевизора, кресла с желтым пледом, фикуса на окне. А Слава… он интересный! Всегда Кате что-то занимательное принесет – то пазлы, то головоломку. Катя торопится сделать все правильно, стесняется, роняет кубики, а Слава будто не замечает, не уговаривает не торопится… и само по себе Кате становится спокойнее, ровнее дышится и все складывается так, как надо. И даже когда Ира и Слава уходят, Кате не грустно, потому что есть в ее душе уверенность и спокойствие: будет четверг – и все будет так же, как сегодня.
Комментарий специалиста
Валентина Крутолапова, начальник отдела опеки Управления социального развития Администрации г. Челябинска:
Форм принятия ребенка в семью несколько: самой доступной является гостевой режим, который позволяет брать ребенка на выходные, праздничные дни и каникулы. Остальное время он живет в учреждении. Самая предпочтительная для ребенка форма — это усыновление. Это значит, что ребенка принимают в семью и воспитывают как родного. Другие формы семейного жизнеустройства — это опека (попечительство), приемная семья, патронат. Здесь ребенок, по сути, является «государственным», но живет и воспитывается в семье. Различия лишь в статусе приемного родителя.
Почему сегодня не просыпается Кате? Потому что пятница. Значит, вчера был четверг. И не пришли Ира со Славой. И даже не грустно Кате, а так…никак. Незачем просыпаться. Но утро вошло в комнату шагами Марьсергевны и село на край Катиной кровати. «Катя-я, Ка-а-ать…» — прошептало утро, и Катина ресничка дрогнула. Всего одна ресничка, а Марьсергевна заметила, запела погромче: «Катя-Катя-Катеринка, вставай, девонька, ждут тебя!» — шуршнул пакет на стуле, шаги затихли за дверью. Ждут..?Катино сердечко вздрогнуло и упало вниз – она даже наклонилась посмотреть – не укатилось ли..?
В холле детского дома сидела на диване Ира. Слава держал ее за руку, улыбался и уговаривал: «Сейчас придет». Ира не верила, пока сама не увидела в коридоре фигурку на тонких ножках в новом платье с огромным пакетом в руках: «Катя!» — и все встало на свои места.
Уже усаживаясь в машину, Ира подумала: «А в пакете-то у нее что?» — и тут же забыла.
Комментарий специалиста
Инна Добровольская, психолог отделения Школа приемных родителей МАУ СО «Кризисный центр» г. Челябинск:
Эта рассказанная история может быть судьбой любого приемного ребенка: пришли – увидели – екнет сердце или спокойным останется: «Вот оно, мое дитя!» — это не так важно. Важно, что встретились люди, созданные друг для друга. Но люди эти еще не знают друг друга и уж тем более еще не любят. Далеко не каждая семья готова к психологическим трудностям, связанным с приемными детьми. Не каждый ребенок безоговорочно примет новых родителей. Нужно быть готовыми и к взаимному непониманию, к разладам, конфликтам. Иногда взрослые видят единственный вариант решения проблемы — возвращение ребенка обратно в детский дом. Чтобы избежать травмирующих ситуаций, необходима помощь специалистов, которые помогут ближе познакомиться, подружиться, научат близких людей любить и уважать друг друга, если можно так сказать.
Катя не понимала сама, что с ней происходит. Все, что нравилось вчера, — сегодня уже не было добрым и привычным. Желтый плед на диване казался колючим, фикус на окне закрывал солнце. Соль не соленая, сахар не сладкий. Едва сдерживая слезы, Катя достала из своего пакета старенькую рубашку и гамаши, влезла в них – и стало спокойнее. Ира за обедом посмотрела удивленно, но ничего не сказала, а Слава просто погладил рукав рубашки, улыбнулся: «Мягонькая какая!». Через неделю Катя наденет новое платье, а через пару месяцев к старым вещам уже не вернется.
Комментарий специалиста
Инна Добровольская, психолог отделения Школа приемных родителей МАУ СО «Кризисный центр» г. Челябинск:
Детям для стабильности нужны их старые вещи из прошлого, они являются их связкой с новой жизнью. Не зная такой особенности, можно просто отобрать у ребенка старые вещи и переодеть его в новое. Но это будет глубокой травмой. Постепенно привязанность к старым вещам пройдет, ребенок утвердится на новом месте и почувствует уверенность.
Ира, убирая Катину комнату, увидела крошки на коврике у кровати – опять. Вспомнила, что после ужина вчера Катя несколько раз ходила к холодильнику, шуршала пакетами, но на столе Ира еды не видела. Теперь понятно: опять запасы. Вытащила из-под подушки пряник.
Комментарий специалиста
Инна Добровольская, психолог отделения Школа приемных родителей МАУ СО «Кризисный центр» г. Челябинск:
Дети в учреждениях привыкли к режимному питанию. Конечно, в таких условиях часто бывает так, что нет аппетита у ребенка – мало съел за ужином, а через час аппетит разгулялся, а ужин уже никто не предложит. Отсюда — прятанье хлеба под подушку, прочие «запасы». Что делать? Важно дать уверенность ребенку, что еда не закончится вместе с окончанием трапезы. Спокойно объяснять и показывать, что хлеб в кухне есть всегда и в любой момент можно его отрезать сколько хочешь. С другой стороны, не нужно давать детям все и сразу: режим все-таки должен присутствовать и ребенок должен понять, что вот сейчас он съест основной обед, через час будут фрукты, еще через час – сладости. Культура режимного питания должна быть обязательно.
В первый же совместный продуктовый «шопинг» Катя положила «мимо кассы» в карман пачку леденцов. Ира напряглась, тревожно стукнула мысль: «Гены?». Но вспомнила занятия с психологом, успокоила себя и ограничилась спокойной беседой с ребёнком, объяснив правила поведения в магазине.
Комментарий специалиста
Инна Добровольская, психолог отделения Школа приемных родителей МАУ СО «Кризисный центр» г. Челябинск:
То, что принято называть «воровством», у детей из детского дома зачастую может означать совсем другое. Различают несколько видов действий, которые называют воровством, но они таковым не являются. Ни один такой поступок не имеет в своей основе цель присвоить чужое (за исключением воровства по медико-биологическим показателям, например, клептомании), чаще всего в основе «взял чужое» лежит скрытая просьба ребенка: «Обрати на меня внимание!» — либо причиной является отсутствие сформированного понятия о собственности. Надо заметить, что это касается всех детей, не только приемных. Родным детям тоже необходимо внимание родителей и близких.
Жизнь продолжалась, Катя втянулась в семью, в которой, кроме нее, было 4 дочки. Ира не выделяла ни одну из них, и Катя даже не догадывалась, что Саша и Тоня – как она — приемные. Но иногда вечерами, когда Ира читала им книжку, Катя потихоньку выталкивала от Ириных колен Тоню, занимая место поближе.
Комментарий специалиста
Инна Добровольская, психолог отделения Школа приемных родителей МАУ СО «Кризисный центр» г. Челябинск:
Ребенку необходимо утвердиться в семье, занять свое место. Мало понимать, что «вот эта кровать – твоя», нужно четко показать ребенку, где его место в этом доме вообще: за столом, на диване, в машине. И потом, если ребенок будет уверен в своем положении, в том, что его любят и принимают таким, какой он есть, в том, что любую его просьбу услышат, — он будет спокоен и ласков, и не будет в такой семье ни ссор, ни борьбы «за место под солнцем». Опять же вернусь к кровной, родной семье. Все хулиганские выходки наших детей – это крик «Посмотри на меня! Обними меня!», это просьба уделить им внимание. Дайте детям уверенность в вашей любви и поддержке – и они будут спокойными.
Катя росла выдержанной, спокойной девочкой, но была глубоко обижена на свою маму, которую вроде бы и помнила, а вроде бы нет – как во сне была эта прошлая жизнь. Очень часто в совместных семейных делах Катя могла сказать сердито: «А вотмама со мной никогда..!» — Ира и Слава молчали в ответ, только еще внимательнее относились к девочке.
Комментарий специалиста
Инна Добровольская, психолог отделения Школа приемных родителей МАУ СО «Кризисный центр» г. Челябинск:
Ни в коем случае нельзя говорить о биологических родителях плохо. Пусть они били ребёнка, морили голодом, пили или воровали, пусть ребёнок сегодня сам их ненавидит — никогда ни одного дурного слова говорить нельзя, даже если ребенок очень маленький и вы думаете, что он не поймет или не запомнит. Со временем произойдет переоценка многих понятий, образ биологических родителей в сознании детей со временем идеализируется. И если приёмные родители даже в прошлом, даже много лет назад говорили о настоящих родителях негативно – спустя время это может стать болезненной трещиной в их отношениях с детьми вплоть до их ухода из дома. Более того – не запрещайте детям общаться с родственниками, если таковые есть. Поддерживайте отношения с ними – и ребенок ответит вам любовью и благодарностью.
Ира, Катина приемная мама:
Появление ребенка – родного или приемного — в каком-то смысле «лакмусовая бумажка»: сразу проявляются особенности отношений в семье, очень многое узнаешь о себе. Я всю жизнь считала себя человеком терпеливым и спокойным, а тут мне хочется кричать из-за какой-то ерунды! Я и не подозревала, что на это способна. Главное в такой ситуации – понять, что какие-то конкретные сложности — временные, и ничего необъяснимого в этом нет. Но понимание это возможно, когда есть четкие знания.
Ольга Бабанова, директор МАУ СО «Кризисный центр»:
Именно для того, чтобы дать будущим приемным родителям знания, как вести себя с ребенком, была создана «Школа приемных родителей». Что это такое? Это занятия, на которых потенциальных родителей готовят к тому, чтобы взять ребенка в семью. Здесь рассказывают о психологии ребенка-сироты, о том, как он будет привыкать к новой семье, о юридических аспектах приема. Родители не только слушают лекции, но и обсуждают волнующие их темы, разыгрывают заданные ведущими ситуации, смотрят видеосюжеты.Здесь помогут выстроить отношения между взрослыми и детьми, эффективно решить возникающие проблемы, получить ответы на все вопросы.
В свете последних инициатив, высказанных Губернатором Челябинской области – Михаилом Юревичем – о перепрофилировании детских домов в центры по устройству детей в семьи, мы ищем новые подходы в работе Школы приемных родителей. В этом нас очень поддерживает Управление социального развития Администрации города Челябинска.
На занятиях в школе мы не только подробно рассказываем кандидатам в приемные родители о разных формах семейного устройства детей, но и организуем встречи с людьми, которые вплотную занимаются вопросами семьи и детства. Так 19 ноября нами была организована встреча кандидатов в приемные родители с Уполномоченным по правам ребенка в Челябинской области Маргаритой Павловой. Общение проходило в теплой непринужденной обстановке, где каждый желающий мог задать свои волнующие вопросы. Также участникам встречи был предложен фильм «Все, что мы делаем», снятый совместно с детским фондом Олега Митяева.
Работа Школы строится в несколько этапов. Сначала опытные психологи проведут диагностику готовности быть замещающим родителем. Помогут разобраться в мотивах, сформировать представление об особенностях принимаемых детей и на этой основе принять осознанное решение о принятии ребёнка в семью.
Затем в ходе тренингов приёмные родители овладеют навыками эффективного взаимодействия, научатся строить гармоничные отношения с ребёнком.
И потом, после обучения, мы планируем продолжить работу специалистов на стадии сопровождения семьи.
«Сопровождение семьи» — это и консультации (юридические, правовые, психолога, в том числе – в Клубе приемных родителей, над организацией работы которого мы сейчас работаем, и помощь в решении возникающих проблем.
Кто приходит на такие занятия?
Это не только молодые пары, которые, например, по медицинским показаниям не могут иметь детей. Это и состоявшиеся родители любого возраста, которые воспитывают или уже воспитали собственных детей. И приемные родители, которые не проходили подобные курсы, но считают, что они были бы им полезны.
Инна Добровольская, психолог отделения Школа приемных родителей МАУ СО «Кризисный центр» г. Челябинск:
Занятия в школе для потенциальных приемных родителей должны быть обязательными. Но я бы предложила в необязательном порядке, а добровольно, по желанию,посещать школу и отчиму, мачехе, а также близким родственникам ребенка — братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам. Почему-то считается, что, скажем, бабушка, жившая отдельно от внука или внучки, уже и так все знает про воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей. А это часто бывает совсем не так.
Разве нет у каждого из нас личного примера, когда родная мама не знает, как найти общий язык с сыном-подростком, который еще вчера засыпал на ее коленях, а сегодня хлопает дверью и поздно возвращается домой? Когда замечания бабушки откровенно игнорируются внучкой, которая еще год назад рвалась на выходные к бабуле на блинчики? Да сколько угодно таких примеров!
Ольга Бабанова, директор МАУ СО «Кризисный центр»:
Мое убеждение: ключевое понятие здесь — «школа родителей»! Каждой маме и каждому папе, родным или приемным, но хоть сколько-то заинтересованным в отношениях с детьми, такая школа – нужна!
Не каждую ситуацию в отношениях объяснишь и разрешишь интуитивно, все-таки знание возрастных особенностей никто не отменил, а пресловутый переходный возраст есть и в 7, и в 13, и в 45… Я хочу жить дружно со своими детьми! Хочу их понимать и быть им опорой. И пусть они растут в полной уверенности: их родители любят их безусловно и в любом настроении.
МНЕНИЯ
Наталья К., педагог в третьем поколении, воспитывает 7 дочерей, пять из них – приемные:
Когда брала первых своих приемных детей – девочек 6 и 11 лет, — имела за плечами 20-летний опыт педагогической деятельности, легко справлялась с воспитанием 11-летней и 18-летней кровных дочек. Школ приемных родителей тогда не было. Да и не сомневалась я в своих силах.
Я была успешной матерью и успешным педагогом. Но как только в семье появились девочки из детского дома — поняла, что обычные критерии педагогики на этих детей не распространяются.
И только через три года, когда мы прошли все кризисы, набивая шишки, у нас появилась своя школа приемных родителей. Я пошла туда сама, узнав о ней от знакомых. Никто меня туда не посылал, не заставлял. Сколько нового я там узнала! Как сожалела, что не знала этого раньше! Скольких ошибок и проблем можно было бы избежать!
Елена Фортуна, главный редактор сайта и журнала «Родные люди», воспитывает шестерых приемных детей:
Если бы в свое время я ходила на занятия школы приемных родителей, то наш журнал вообще мог бы не появиться на свет – просто не возникло бы большинство вопросов, ответы на которые я стала искать с привлечением экспертов и делиться этими знаниями на страницах издания. Но в каждой шутке есть доля шутки. И все, с кем я общалась, говорят: если б не школа приемных родителей, мы бы такой горячки напороли! Потому что, правда, бывает очень тяжело.
Просто цифры
В Челябинской области
- Более 1 330 детей воспитываются в приемных семьях
- Около 9 300 детей воспитываются в семьях опекунов
- Более 3 500 детей — усыновлены
ИТАК
Школа приёмных родителей в городе Челябинскеработает на базе МАУ СО «Кризисный центр». Обучение и консультирование проводится круглый год. Подать заявку на обучение и получить ответы на все интересующие вопросы можно в отделе опеки и попечительства Управления социального развития Администрации г. Челябинска: г Челябинск, ул. Энгельса, дом 99 В, телефон: 729-82-21.